Статьи

Управление производительностью: как установить и оценить KPI для сотрудников

Как понять, работает ли ваша команда эффективно? Почему в одних компаниях KPI стимулируют рост выручки и производительности, а в других — приводят к демотивации и текучке? За 20 лет работы как в найме, так и в роли предпринимателя и ментора для владельцев бизнеса, от небольших компаний до лидеров рынка, я вывел несколько правил, как выстраивать систему показателей эффективности, чтобы она реально работала. На самом деле это не просто, но правила универсальны. В статье расскажу, какие KPI стоит использовать в 2025 году, как адаптировать их под конкретные бизнес-задачи и поделюсь примерами классических ошибок руководителей.

Отпустить нельзя, удержать. Сохраняем ключевые таланты в коллективе

Главная ошибка многих HR при сохранении ключевых сотрудников – акцентироваться только на финансовой части. Но вы должны понимать, что деньги не всегда решают, хотя и выступают в роли отличного мотиватора. Для успешного сохранения талантов важно провести анализ, а еще выработать стратегию. Предлагаю рассмотреть несколько ключевых шагов, которые помогут удержать ценного сотрудника.

Работодатели назвали гостинг новой проблемой при поиске работников

По итогам прошлого года каждый девятый кандидат при устройстве на работу после успешного собеседования неожиданно прекращал общение с работодателем или не появлялся на рабочем месте в первый день, посчитали аналитики hh.ru и облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix (входит в HR-экосистему сервисов hh.ru), документ есть в распоряжении "РГ". Такое явление называется гостингом. Отмечается, что число случаев гостинга постоянно растет и за год оно увеличилось сразу на 71%.

Корпоративная культура как двигатель бизнес-стратегии: от модели Culture Web к авторской методологии изменений

Корпоративная культура — это не просто сформулированные ценности, миссия или создание атмосферы для сотрудников, это ядро бизнеса, которое влияет на его эффективность, вовлеченность сотрудников и способность компании адаптироваться к изменениям. Однако в России до сих пор распространено заблуждение, что корпоративная культура сводится к тимбилдингу и корпоративным мероприятиям. В этой статье Кира Хаин, магистр HR, эксперт по корпоративной культуре, лидерству и управлению персоналом, разберет, как корпоративная культура влияет на реализацию бизнес-стратегии, почему она может стать либо ее опорой, либо главным препятствием, а также рассмотрит как исследовать и изменить культуру с помощью модели Culture Web.

Как оценить и повысить уровень критического мышления сотрудников?

Еще в середине прошлого столетия психологи и социологи из ведущих исследовательских лабораторий выделили навыки “человека будущего” - компетенции, которые станут определяющими факторами успеха в XXI веке. Среди этих компетенций неизменно присутствуют коммуникация, командность, а также критическое и креативное мышление - так называемые 4К-навыки. О том, что включает в себя развитое критическое мышление и как развить его у себя и своих сотрудников, рассказывает Жанна Мамедова, бизнес-философ, основательница Лаборатории MetaSkills ГИ СФУ.

«Научи ученого» – нюансы и тенденции в обучении руководителей

Первое, на что стоит обратить внимание при разработке обучения для руководителей крупных компаний: мы неизбежно сталкиваемся с ситуацией «научи ученого». Руководители – это не та аудитория, которой можно спустить программу обучения сверху. И на это стоит обратить самое пристальное внимание, чтобы добиться желаемого результата.

Есть три ключевых фактора, которые следует учитывать при формировании образовательных программ для руководителей. Об этом дальше в статье.

Скрытые расходы на обучение: где искать и как снижать?

Прямые затраты на обучение — вроде стоимости внешних курсов или платформы дистанционного обучения — легко учесть и посчитать. Однако в корпоративном развитии есть и скрытые расходы, и их немало. Скрытые вложения сложно заметить, осознать и измерить, но если это сделать, бизнес получает реальную картину инвестиций в развитие — а значит, может ими управлять. Где скрываются неявные расходы на обучение и как можно их снижать? 
 

Интервью с экспертом. Нашим руководителям не хватает управленческих компетенций

В современном бизнес-ландшафте, где изменения происходят с головокружительной скоростью, ключевым фактором успеха становится непрерывное развитие и адаптация. В интервью с Ириной Лыскович , директором БИЗНЕС-ШКОЛЫ XXI ВЕК-КОНСАЛТ, для «Про бизнес» обсудили актуальные вопросы развития белорусского бизнеса, вызовы, стоящие перед предпринимателями, и роль качественного бизнес-образования в достижении конкурентоспособности.

Определяем необходимый стиль управления компании с помощью решетки Блейка–Моутон

От стиля управления зависит мотивация сотрудников, производственные показатели и даже текучесть кадров. Решетка Блейка–Моутон – это удобный инструмент для анализа управленческого стиля, который поможет компаниям понять, насколько их руководители сбалансированы между заботой о сотрудниках и фокусом на результатах.

Пирамида психологического благополучия сотрудников: строим Wellbeing, который действительно работает

Как выстроить полноценную Wellbeing-программу в компании и получить максимум пользы от инициатив, направленных на поддержание психологического благополучия, рассказывает Анжелла Татарская, директор по обучению и развитию "Софтлайн Решения"

Большинство руководителей испытывает стресс из-за несамостоятельных сотрудников

Для более чем половины российских предпринимателей и топ-менеджеров несамостоятельные сотрудники стали главной причиной стресса в 2024 году, следует из опроса HR-консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia. В топ также вошли трудности в коммуникации с другими менеджерами, собственником или акционером бизнеса и дефицит кадров

Нужны ли боты-наставники/коучи/тьюторы корпоративному обучению?

Самообучение через ботов с ИИ стало новым трендом. Особенно в сфере изучения иностранных языков и программирования. Посмотрел видео/почитал статью; если что-то непонятно — задал вопросы боту. Очень удобно. Практически как с наставником… только бесплатно, 24/7, и ответ получаешь моментально.

Конечно, нужно помнить про нюанс с галлюцинациями. Бот не всегда дает корректный ответ и может фантазировать.

«Наступает время суперработников»: Джош Берсин — о главном HR-тренде 2025 года

Каждый год Джош Берсин, один из ведущих мировых исследователей в сфере управления талантами, делится предсказаниями о том, с какими вызовами в новом году столкнутся руководители и HR-специалисты. На 2025 год у эксперта оказался всего один прогноз: мы увидим расцвет суперработников.

Самурайская игра® как инструмент формирования системы ценностей и укрепления внутренней опоры

Одна из главных особенностей нашего времени – отсутствие стабильности, постоянные изменения и высокая степень неопределенности и непредсказуемости. В данных обстоятельствах безусловно выигрывают те, у кого выстроена устойчивая внутренняя опора, ясно определена шкала собственных приоритетов и ценностей – это позволяет гибко реагировать на текущую ситуацию, быстро перестраиваться и находить возможности там, где человек, потерявший устойчивость, не видит ничего, кроме давления обстоятельств.

Чему и как обучать руководителей, чтобы бизнес получил реальную пользу?

Вы когда-нибудь задумывались, что знают и умеют ваши руководители как... руководители?

Напомним: руководство/управление – это самостоятельный и весьма сложный вид деятельности. Мало просто назначить очень результативного и умного hr-менеджера директором по персоналу или поручить рядовому технологу рулить технологической службой огромного завода: так вы потеряете грамотного профессионала и не приобретёте (во всяком случае – в ближайшей перспективе) эффективного руководителя. Согласитесь, нерационально как-то…

Интервью с экспертом. Сколько платить сотрудникам?

Многие работодатели Беларуси признают, что их зарплатные предложения не конкурентоспособны, особенно с учетом текущих реалий рынка труда. Часто они не располагают достаточной информацией о месте своей компании на рынке, исходя из ложных предположений или основываясь на недостоверных данных. Это мешает привлекать квалифицированных и талантливых специалистов и приводит к увольнению самых эффективных сотрудников.

 О том, что происходит с зарплатами на белорусском рынке труда, сколько платить сотрудникам и как решить проблему с дефицитом кадров, рассказал профессиональный хедхантер, карьерный консультант, CEO&Founder международной консалтинговой компании ARTITERA — Алексей Немкович.

Повышение продуктивности: стратегии управления немотивированными сотрудниками

Повышение продуктивности в организации – задача, требующая комплексного подхода, особенно когда речь идёт о немотивированных сотрудниках. Низкий уровень вовлеченности существенно снижает общую эффективность команды и приводит к негативным последствиям для бизнеса. Важно понимать причины демотивации и использовать стратегии управления, направленные на восстановление интереса и вовлеченности. В статье рассмотрим причины потери мотивации и эффективные способы её повышения.

Пять принципов вовлекающего корпоративного обучения

Только вовлеченный сотрудник старательно впитывает знания, применяет их на практике и быстро выходит на плановую эффективность, окупая затраты компании. Как же сделать обучение интересным и полезным? Инсайты исследования опыта 300+ российских компаний.

10 систем тестирования и оценки сотрудников

В статье разберем, какие методы оценки сотрудников используют чаще всего, как работают системы тестирования и какие особенности есть у самых популярных российских сервисов.

Мотивация сотрудников: важны не только деньги

Люди идут на работу, чтобы получать зарплату. И этим никого не удивишь. Однако мы живем в мире, где увеличение доходов зачастую сопровождается ростом расходов, и, как следствие, чувство полной финансовой удовлетворенности остается недостижимым.

Роль технологий в профилактике выгорания сотрудников

Технологии, такие как виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) и искусственный интеллект (ИИ), становятся эффективными инструментами для предотвращения профессионального выгорания. Эти инновации помогают не только отслеживать, но и предотвращать стрессовые состояния, создавая более комфортную рабочую среду.

Марафон или спринт: какие стратегии эффективности лучше для разных типов сотрудников?

В мире спорта подход к тренировкам и соревнованиям зависит от дисциплины: марафонцы и спринтеры используют разные техники, так как задачи у них принципиально разные. Марафонцы сосредотачиваются на выносливости, постепенном достижении цели, а спринтеры делают ставку на скорость и интенсивность. Эти принципы можно адаптировать и в корпоративной среде, где сотрудники отличаются по личностным характеристикам и рабочим стилям. Спортивный аналитик Айрат Даллас подчёркивает важность понимания индивидуальных особенностей каждого участника команды для достижения успеха. Разберём, как бизнес может использовать эти спортивные тактики для повышения эффективности.

Формирование кадрового резерва: полезные шаблоны и топ опросников

Кадровый резерв — это важный инструмент для обеспечения устойчивости и развития компании. Грамотно сформированный резерв позволяет быстро находить подходящих кандидатов на ключевые должности, снижая риски и повышая эффективность управления персоналом. В этой статье мы расскажем о подходах к созданию кадрового резерва и поделимся полезными шаблонами и тестами для оценки резервистов.

Миссия и ценности компании. Зачем они нужны и как их правильно сформулировать

Лучших результатов добиваются компании, которые во главу своей деятельности ставят не увеличение собственной прибыли, а то, как они с помощью своего продукта смогут улучшить жизнь своих клиентов.

Как донести ценность обучения с помощью сторителлинга по фреймворку SCQA

Будем честны: на корпоративные программы обучения обычно идут, потому что надо, а не потому, что хочется. Это так себе мотивация, и ощущения ценности обучения (а, соответственно, и вовлечения в него) поэтому часто не бывает. Чтобы снять эту проблему, можно в самом начале учебной программы чётко, понятно и на конкретных ситуациях дать понять аудитории, чем она им будет полезна. В этом может помочь фреймворк SCQA. Вообще-то, он был разработан не для методистов, а для тех, кто пишет отчёты, предназначенные топ-менеджерам, чтобы максимально эффективно донести в них информацию. Тем не менее в руках умелых педдизайнеров он применим и для разработки курсов, уверяет в серии статей для Learning Guild директор учебных программ крупнейшего американского разработчика программного обеспечения для виртуализации VMware Неха Дивакарла.

5 инноваций в корпоративном обучении, за которыми стоит следить в 2025 году

Несмотря на технический консерватизм корпоративного обучения, в ближайший год сфера может ждать как интересных новинок, вроде умных гаджетов, так и развития уже знакомых инструментов и технологий. Издание Learning Guild составило подборку инноваций, за которыми специалистам по внутреннему обучению стоит следить и о внедрении которых стоит подумать. Хотя во многом список ориентирован на зарубежный рынок, российским L&D-специалистам он тоже будет интересен.

5 проблем внутренних систем корпоративного обучения (с идеями, как их решить)

В октябре 2024 года основатель британской платформы для корпоративного обучения Filtered Марк Чжао-Сандерс опубликовал большой отчёт «80 уроков, выученных за 15 лет практики в L&D». Автору есть откуда черпать информацию по этой теме: его быстрорастущая компания Filtered в числе лидеров рынка корпоративного EdTech, она была основана десять лет назад и среди её клиентов — Danone, Heineken и AstraZeneca. Сам Марк регулярно пишет о проблемах L&D для Harvard Business Review.

Бизнес сместит фокус на обучение кадров

Несмотря на то, что бизнес привык искать «готовых» специалистов, на фоне продолжающегося дефицита кадров, многие организации сфокусируются на обучении и переобучении соискателей и действующих специалистов.

Как развивать культуру самообучения в компании?

В мире, который развивается и меняется с невероятной скоростью, вне зависимости от сферы деятельности сотрудникам компаний недостаточно разбираться только в одной сфере, чем разнообразнее навыки — тем ценнее сотрудник. Можно ли сделать так, чтобы сотрудники сами находили мотивацию учиться? Как в этом могут помочь руководители? И почему культура самообучения так важна компаниям и напрямую связана с их успехом?