Главная › Статьи › Как меняется корпоративное обучение в Беларуси: мнение экспертов

Как меняется корпоративное обучение в Беларуси: мнение экспертов

Традиционно с началом сентября особое внимание уделяется обучению и не только школьному. Рынок бизнес-образования последние несколько лет проходит непростые испытания ковидными ограничениями, кризисными тенденциями в экономике и обществе. Тренинговый портал Аспект обратился к экспертам бизнес-обучения за комментариями о том, какие изменения они видят в корпоративном обучении в Беларуси, как реагируют на них и чем обучающие компании могут помочь бизнесу сейчас. 

Обмен мнениями получился обстоятельный и очень содержательный, поэтому будем публиковать комментарии специалистов на протяжении сентября, открывая цикл статей “Мнение экспертов”.

Сегодня эксперты отвечают на вопрос: “В обучении многое меняется, это диктует время и технологии. Какие изменения Вы видите?”

 

Подоляк Наталья,  “Бизнес-школа “Здесь и Сейчас”, директор

Ранее клиент приходил на сайт, изучал программы и выбирал из предложенных. Сейчас клиент озвучивает свою боль, проблему и цель, которую они хотят достигнуть в компании с помощью обучения. Время требует от бизнес-школ быть гибкими, реагировать на запросы клиентов, готовить программы в соответствии с заданными условиями. И еще — быть Икеа в мире обучения и «растить» компетенции, которых не хватает уже сейчас с перспективой на будущее.

Онлайн-формат все еще достаточно популярен. И растет интерес к коротким мастер классам и обучающим программам продолжительностью 2-3 часа, для большого количества участников. Такие программы скорее нужны, чтобы ознакомить и воодушевить, нежели обучить. Возможно, это связано с поиском новых инструментов и технологий — таким образом компании пытаются оценить, что им подойдет лучше, и объединить развивающую и интеграционную роли таких процессов.

В сфере IT мы наблюдаем тренд, связанный с тем, что части команд разбросаны по всему миру. Некоторые сотрудники могут учиться в формате офлайн. Но заказчикам нравится эффект, получаемый от онлайн-обучения. И если в 2020 году многие программы были переведены в формат онлайн, то сейчас мы используем блендовый формат: офлайн и онлайн вместе.

Сегодня существенно меняется спрос на тип продуктов, клиент более требователен к результату и к тренерам. Усиливается акцент на практическую составляющую — как в дизайне программ, так и в экспертности тренера. Дело в том, что для компаний часто не очевидно, что свои проблемы они могут решить с помощью обучения. А цикл у обучения долгий — сначала нужно получить знания, потом преломить их на опыт своей компании, внедрить и только после этого монетизировать обучение в конкретные бизнес результаты.

Кроме того, обучение в парадигме lifelong все сильнее конкурирует в головах у людей не с обучением, а с другими активностями — развлечениями, временем на себя и семью. Возникает такой внутренний конфликт: вроде и знания нужны, но как найти на них время, не жертвуя своими удовольствиями, непонятно. В этом смысле перед обучающими программами стоят новые вызовы: они должны не только давать знания, но и формировать впечатления и эмоции — гарантировать драйв, динамику, нетворкинг, фан и т. д.

 

dunaevsky_alexeiАлексей Дунаевский, academ.by, заместитель директора по развитию

Я бы не хотел говорить о свершившихся фактах, об увеличении роли дистанционных технологий обучения и так далее.

Как мне кажется, последние два года заставили обучающие компании перейти от размышлений о необходимости внедрения онлайна, к полному принятию. С другой стороны – распространение и доступность LMS (Learning Management Systems) провоцирует компании на создание собственных образовательных программ. При это речь уже не идет исключительно о крупных компаниях, но и о средних с количеством сотрудников в 100-150 человек, желающих создать и управлять своими мини-корпоративными университетами. Соответственно, занимаясь разработкой и продвижением таких программ уже более 14 лет, мы делимся экспертизой по разработке курсов, их адаптации под требования компании и так далее.

 

Александр Кутас, Business Tools, партнер, консультант

Если говорить про тренды корпоративного обучения, то в целом за последние 2 года они остались всё те же. Это желание компании по максимуму перевести его в онлайн-формат и сделать максимально асинхронным (это, например, когда сотрудники самостоятельно проходят обучение на LMS-платформах без привлечения некого эксперта, который сопровождает этот процесс).

Единственное, конечно, стоит отметить, что, начиная с 2020-го года, скорость этих изменений выросла. Потому что в общем-то все процессы в компании начали быстрее переходить в онлайн из-за пандемии.

Но здесь есть одна ловушка.  Асинхронное обучение предполагает высокую мотивацию на стороне самих обучающихся. Поэтому основной вызов корпоративного обучения в 21 и 22 годах — вовлечение сотрудников в процесс.

C одной стороны, компании стараются удешевить обучение, переведя его в электронный асинхронный формат. Но с другой, это зачастую приводит к очень плачевным результатам, когда доходимость курса и вовлечённость участников резко падают.

В этом смысле нужны интересные инструменты, которые позволят работать с показателями доходимости, вовлечённости, запоминания материала. Это является сейчас основным вызовом.

Именно поэтому, когда пандемия в 2022-м году частично пошла на спад, многие компании поспешили хотя бы частично вернуться к офлайну. Особенно это касается обучения руководителей. Если говорить про линейный персонал в Беларуси и России, то более 60% обучения проходит в асинхронном внутреннем онлайн-формате. А для управленческого состава более предпочтительным всё ещё является офлайн (при этом не только внутреннее обучение, но и аутсорсинг).

Ну и ещё один тренд в обучении — это создание контента внутри компании. Почему это востребовано? Потому что, как я уже говорил, многие компании стараются уйти в асинхронный онлайн. Он предполагает создание собственных курсов на LMS.

Но мир вокруг быстро меняется, курсы часто приходится переделывать. Это плюс дополнительные затраты: денежные и временные. А на нашей платформе Swipe создание контента максимально простое и быстрое. Во-первых, потому что контента там немного, а во-вторых, сами механики создания курсов простые.

Александр Самойлов, Учебный центр Glabis, руководитель школы управления “Менеджетик”, бизнес-психолог, бизнес-тренер

Т.к. мы занимается развитием управленческих компетенций, то и говорить будем про изменения, заметные в работе с руководителями. Среди наших клиентов есть и небольшие частные компании, и предприятия-гиганты, поэтому срез получается довольно широкий.

Первое, что бросается в глаза за последний год – это принятие всеми мысли, что изменения неизбежны. Понятие BANI знакомо уже многим руководителям, поэтому тренинг “Управление изменениями” является самым востребованным тренингов у мидл и ТОП-менеджеров в последние 2 года.

Второй востребованной тематикой являются темы повышения личной эффективности руководителя: принятие управленческих решений, развитие критического и творческого мышления, развитие навыков публичного выступления и проведения 1:1 встреч с сотрудниками.

Это связано с тем, что идёт отток кадров по тем или иным причинам, поэтому для сохранения команды, кадры нужно удерживать и поддерживать. Многие впервые задались вопросом, как это делать? Раньше просто не уделяли этому внимания.

Дефицит квалифицированных кадров есть даже на предприятиях, где всегда “стояли очереди у отдела кадров”. Это ещё одна особенность нынешнего кризиса.

 

Дмитрий Исмагулов, Business Tools, партнер, бизнес-тренер и консультант

Последние два года бизнес лихорадило. В 20-м году пришел ковид, следом политическая напряженность, ну а в 22-м специальная операция… Всё это приводит к тому что, в диалогах с T&D-менеджерами приходилось слышать: «Все программы свёрнуты, бюджеты заморожены».

В тех компаниях, где проводили занятия даже в условиях турбулентности, наблюдалось много позитивных моментов:

  • Обучение позволяет отвлечься от тревожных новостей, участники чувствуют заботу компании, за счёт групповых форматов возникает возможность общаться, делиться эмоциями, своим состоянием. Поэтому в это время сама по себе возможность учиться полезным вещам, даёт полезную поддержку и ощущение защищённости.
  • Если смотреть предметнее, то, например, обучение команды продаж позволяет быстрее адаптироваться к новым реальностям. В частности, во многих компаниях приходилось делать апдейт модели продаж и ряда этапов, т.к. некоторые каналы переставали работать.

Например, в России ушел LinkedIn, Facebook, и коммуницировать с клиентами для разогрева становилось сложнее. Для холодного прогрева клиентов многим пришлось рассматривать другие каналы, вспоминать иной раз про телемаркетинг (который многие уже списали). В таких ситуациях обучение позволяло быстрее находить новые идеи и соответственно быстрее проверять свои гипотезы.

Ну и, конечно, в новой обстановке у клиентов появляются относительно новые оригинальные возражения. Мощной поддержкой здесь является возможность выработать рабочие решения и ответы группой экспертов. Лично для меня большой гордостью были те проекты, где измученные тревожными новостями и отказами продавцы находят рабочие решение.

Новая реальность сделала некоторые темы ещё более актуальными. Например, “Как работать со стрессом”. Обучение по такой теме — крутой инструмент, чтобы поддержать менеджеров.

Мы, кстати, специально для наших постоянных клиентов разработали бесплатный курс в Swipe о том, как бороться со стрессом на фоне неопределённости. А T&D-менеджеры дали доступ своим сотрудникам. Это было таким жестом заботы и поддержки в трудное время.

Если рассматривать именно темы обучения, то более актуальными становятся следующие: методы принятия решений в условиях неопределённости, стресс-менеджмент, лидерство и работа с командой, повышение эффективности в работе на удалёнке (да-да, удалёнка эффективность снизила).

Так как последние кризисы нетипичны и таких мы ещё не встречали, то нужны и нетипичные решения. У большинства нет экспертизы, как управлять людьми в этих условиях. Поэтому хорошо себя показывают форматы не экспертные, когда говорят, как надо, а процессные. Например, фасилитационные группы, где команды по аргументам в продаже или новым процессам проводят командные активности и вырабатывают согласованные решения.

А если рассматривать именно форматы обучения, то по классике (оффлайну) клиент уже истосковался. В своё время ковид и удалёнка вынужденно вывели обучение в онлайн, а сейчас всё чаще от клиентов звучит запрос “А давайте проведем вживую”.

И я был свидетелем, как команды (особенно с региональным разделением) радуются тому, что у них не только тренинг на 2 дня, но и живое общение с теми, кого они 2 года не видели.

Но в плане поддержки плюсы онлайна исключать не стоит. Сейчас очень хорошо себя показывает смешанный формат. Мы активно предлагаем синхронное обучение живой тренер/эксперт и онлайн-курсы в формате микрообучения в Swipe.

 

Марина Шорец, Шорец Консалт, управляющий партнер, директор, бизнес-консультант

Большинство белорусских компаний и раньше, и теперь делали для повышения квалификации сотрудников то, что напрямую с не связано с повышением производительности и качества. То есть проводились разовые тренинги в основном по развитию soft skills, и основным критерием качества обучения был критерий «нравится». Поэтому на рынке бизнес-обучения так много предлагается интересных, развлекательных мероприятий. Наша компания несколько лет назад отказалась от подобных тренингов, поэтому компании, которые ищут что-то новое и интересное для своих сотрудников, не наши клиенты. Мы делаем полезное, это обязательное условием.

Наша компания в ситуации вызова, которая вообще-то наличествует всегда, и в последнее время просто оброс новыми подробностями, старается очень внимательно подходить к выбору партнера – заказчика обучения. Да, в первую очередь мы выстраиваем партнерские отношения, сверяем ценности. Наши услуги подойдут компаниях, которые считают обучение важным бизнес-процессом, и поэтому относятся к обучению серьезно, как к другим основным бизнес-процессам.

Также для нас обязательное условие сотрудничества: вовлечение первого лица компании. Темы обучения напрямую связаны с обязанностями обучаемых, и они хорошо понимают, какую производственную проблему надо будет решать с помощью новых знаний. Поэтому мы не проводим кейсов «продажа старого автомобиля» – все наши кейсы только про нашего заказчика. Также наше обучение это всегда проект, который состоит из нескольких этапов, Обязательный этап: индивидуальный коучинг для ключевых руководителей и групповые занятия для работников, с контролем как знаний, так и прогресса в решении заявленной перед обучением проблемы.

В период кризиса я лично всегда пересматриваю цели и стратегии их достижения, сверяю их в первую очередь с собой, так как кризис заставляет меня пересмотреть приоритеты. Для меня это отлично работает, поэтому рекомендую это всем. 

 

Ольга Германович, Учебный центр Glabis, директор

Все привыкли к тому, что мир меняется стремительно, череда кризисов не даёт передышки, все говорят, что быстрая адаптация – это единственный способ выжить компаниям. Пандемия дала мощнейший толчок развитию онлайн образованию. Многие, наверное, подтвердят, что в тот период даже устали от рекламного потока предложений разных онлайн-курсов. В тоже время именно благодаря этому стали активно развиваться корпоративные университеты с набором онлайн-курсов именно под запрос компаний. Но время идёт, постковид показывает, что люди всё-таки соскучились по живому общению и нуждаются в офлайн встречах, хотят принадлежать к сообществу “своих”, общаться “глаза в глаза”, мы видим всплеск формирования каналов по бизнесу, различных форумов,  встреч и бизнес-завтраков.

Вопреки тому, что многие говорили, всё уйдёт в онлайн, оффлайн будет для избранных, происходит своего рода синергия онлайн и офлайн образования, не конкурируя, а дополняя друг друга. Сотрудники обучаются внутри корпоративного университета по специфике своей работы, больше хард скиллз. К нам же приходят на обучение по софт скиллз. Сейчас очень заметна тенденция компаний в поддержке и развитии коммуникаций внутри компаний более другого порядка, чем давно знакомые тимбилдинги с выездом на природу. Часто в штате появляется должность бизнес-психологов. Эта сфера, как вы понимаете, появилась на стыке бизнеса и психологии. Многие знают книгу Марины Мелия “Бизнес – это психология”.

Человек всё больше становится в центре внимания, а процессы уже, как правило, налажены. В этом основное и направление нашей деятельности – помочь компаниям каждого сотрудника сделать счастливым. А это, охватывает не только профессиональную деятельность, но и другие сферы жизни. Колесо баланса должно крутиться, а не валяться где-то на обочине сломанным.