Главная › Новости › 2024-й год. В чем его отличия от предыдущих лет (в сфере бизнес-образования)?

2024-й год. В чем его отличия от предыдущих лет (в сфере бизнес-образования)?

Традиционно в конце декабря Тренинговый портал Аспект подводит итоги года вместе с руководителями бизнес-школ и центров корпоративного обучения. Мы спросили у экспертов, чем 2024-й год отличается от предыдущих и с какими запросами к ним обращались клиенты чаще всего.

Собираем картину бизнес-обучения года уходящего вместе.

 

Александр Мудрик (Школа HR-пилотов, ICRA Research Agency): Отличия в этой сфере связаны с ключевым проблемами с персоналом в уходящем году: привлечение и удержание персонала в компаниях. А это значит, что стали больше учить линейных руководителей не только менеджменту, но и эффективному управлению персоналом команд.

 

Дарья Богович (Бизнес-школа “Здесь и сейчас”): Тренды 2024 года: что изменилось?

Цифровизация как новый стандарт
Цифровизация продолжает оставаться главной движущей силой в бизнесе и обучении. 2024 год стал годом расцвета курсов по искусственному интеллекту (AI) и его прикладным аспектам в бизнесе. Компании все больше интегрируют AI в в свой бизнес, и задача обучения помочь ему сделать это быстро и правильно.

Фокус на развитие soft skills
Современный рынок труда требует от специалистов не только профессиональных знаний, но и гибкости, эмпатии и способности адаптироваться к изменениям. В 2024 году компании уделяли особое внимание развитию навыков общения, эмоционального интеллекта, лидерских качеств и тайм-менеджмента. Эти навыки стали ключевыми для создания сильных, адаптивных команд и управления изменениями.

 

Сергей Колесников (IHCA):  В 2024 году команда IHCA провела в 4 раза больше проектов по сравнению с предыдущими периодами. Это отражает общую тенденцию на рынке: в условиях неопределенности и трансформации бизнесы начинают осознавать важность развития компетенций персонала.

Еще отмечу, что клиенты сегодня хотят получить адаптированный продукт под бизнес. И речь уже не «косметическом марафете», а о серьезной подгонке продукта под бизнес компании. Наши образовательные программы становятся более консалтинговыми, построенными на 100% на кейсах бизнеса клиента. Например, даже при обучении руководителей классическому менеджменту, 80% времени уходит на полную адаптацию курса под конкретную компанию. В некоторых случаях мы помогаем клиентам внедрять усвоенные навыки на практике.

Глубокая интеграция — это то, что сегодня запрашивают наши постоянные клиенты. Именно это имеет ценность и за это стоит платить. В противном случае, сотрудники вашей организации могут просто посмотреть обучающие видео на YouTube. Максимальная кастомизация продукта под запрос клиента — это ключевое отличие проектов обучения в 2023 и 2024 годах. И это не потому, что мы это хорошо делаем. Я убежден, что в наше время нельзя по-другому организовывать и проводить корпоративное обучение.

 

Ольга Германович (Glabis):  Во-первых, это, конечно, связано, с развитием искусственного интеллекта (ИИ).
Сфера бизнес-обучения – одна из тех, куда такого рода новые технологии проникают в первую очередь. ИИ начинают активно использоваться для создания персонализированных учебных программ, адаптированных под индивидуальные потребности сотрудников. У нас в Glabis фокус на развитии soft skills в оффлайн-формате, так как без практической коммуникации невозможно развить soft skills, но уверены, что будущее за комбинированным подходом, где технологии и живая практика будут дополнять друг друга. Сотрудники будут обучаться в формате micro-learning во внутренних LMS с использованием ИИ, а затем в тренинге будут отрабатывать практику в живом общении и получать обратную связь от тренера.

Второе, что можно отметить из изменений – это бОльший запрос на короткие программы обучения.
Причём тематики могут затрагивать несколько направлений. Например, серия занятий по 4 академических часа для руководителей по развитию управленческих навыков и коммуникацию, а также маркетинг, продажи, риск-менеджмент. Т.е. руководители не просто учатся управленческим навыкам и специфике работы своего подразделения, но и развивают ответственность “думать” не только за своё отдел, но и за результат компании в целом.

В третьих, видимые изменения произошли в плане ещё большей гибкости и персонализации обучения.

Несмотря на то, что, казалось бы, менеджмент – есть менеджмент везде, однако специфика отрасли накладывает свой отпечаток, а с учётом так быстро меняющейся внешней среды, у отдельных компаний внутри одной отрасли есть своя специфика и в управлении в том числе. Поэтому фраза из коммерческих предложений “адаптируем программу именно под ваш запрос” будет требовать всё большей и большей адаптации программы под каждого клиента.

 

Василина Вершинина (Центр корпоративного обучения H-holding):  В 2024 году наш Центр корпоративного обучения H-holding только начал свою деятельность, разработав ряд новых обучающих курсов, тренингов и семинаров. В настоящее время мы формируем планы на 2025 год. Сравнение с предыдущими годами станет возможным в будущем.

 

Елена Бекиш (Аспект-events): Для наших событий – HR-Клуба АСПЕКТ и T&D Форума в этом году еще очевиднее запрос на  опыт коллег по рынку: что и как делают в других компаниях, с какими ошибками встречаются, какие результаты получают. И второе, что вижу, это запрос на фасилитационные методы обучения, когда важно уже самим находить ответы на вопросы и задачи, которые возникают у бизнеса.

 

Диана Тельная (Центр корпоративного обучения А-групп): Отличия есть – больший упор бизнес (наконец-то) начал делать на уровень менеджмента. Обучение Руководителей Управленческому коучингу и внедрению изменений «об людей», а не «спущенные изменения сверху». Построение системного обдуманного Бизнеса, а не интуитивно-ситуативного.

 

Дина Ушакова (IМО INTERNATIONAL): Я выделяю два фокуса этого года:

1. Расширение понимания что обучение это не только развитие необходимых компетенций, но и важный фактор удержания сотрудников.

2. Развитие потенциала внутреннего обучения за счет большего количества форматов передачи опыта внутри самой компании от сотрудников друг другу, от команд командам. И большее разнообразие ролей, которые для передачи опыта осваивают руководители и сотрудники: наставник, куратор, эксперт, играющий тренер, трекер, фасилитатор.

 

Андрей Русак (Школа Open)Заметна требовательность студентов к обучению, им важно развлекаться в процессе и самим выбирать как присутствовать на мероприятиях, как себя вести и чем во время обучения заниматься. Это требует от тренеров быть гибкими, импровизировать в методологии и обладать широким инструментарием, чтобы управлять группой и процессом. Тренерам важно проводить более глубокую подготовку к самому процессу обучения. В своей теме софт-скиллз вижу затруднение в трансляции бизнесу результатов от обучения.

 

Главное событие – это, конечно, возвращение T&D форума и создание канала HR-TD клуба. Радостно, что в Беларуси появилось HR сообщество, надеюсь на много интересных проектов в новом году.

Так как я искренне уверена в эффективности человекоцентричного подхода,  я рада замечать рост интереса к таким темам, как вовлекающее лидерство, использование коучингового подхода. Бизнес интересуется темой «управление изменениями и работа с сопротивлением» – пришло понимание, что не надо изобретать велосипед, а можно просто изучить готовые технологии и применять их.

Я всегда считала, что для сплочения команды важно научиться разговаривать, слушать и слышать друга друга, видеть и признавать разнообразие внутри команды.  На такой идее строила все свои командообразующие программы. За год получилось провести под 30  тимбилдинговых сессий, каждая из которых особым событием, честным, искренним и теплым разговором. Люблю такой формат работы и пожелаю себе, чтобы в следующем году таких проектов было еще больше!

 

Продолжение здесь >>