Главная › Статьи › Дистанционный онбординг: современные методы адаптации новых сотрудников

Дистанционный онбординг: современные методы адаптации новых сотрудников

Коронавирус стал драйвером перехода сотрудников во всем мире на дистанционный формат работы. Только в России, по данным Минтруда, за период локдауна процент таких сотрудников вырос в 110 раз: с 30 тысяч в 2019 до 3,5 млн на конец 2020. Современные HR-специалисты вынуждены искать и осуществлять онбординг сотрудников на 100 % онлайн, параллельно решая острые вопросы адаптации и дискоммуникации.

Согласно исследованию Института человеческого капитала, компании, инвестирующие в адаптацию сотрудников свои время и средства, не только повышают свою конкуренцию на рынке труда. Подсчитано, отдача превышает все ожидания: рост вовлеченности и ускоренное погружение сотрудников в бизнес-процессы, снижение текучести кадров в среднем на 80%, рост производительности на 70%. Показательно также, что 80% респондентов не удовлетворены организацией процесса: очевидно, компаниям есть над чем работать.

О практике онбординга удалённых сотрудников рассказывает руководитель программ адаптации сотрудников Novakid Татьяна Мосина. Novakid — онлайн-платформа обучения детей английскому языку и стремительно растущая международная распределенная команда, которая набирает для удаленной работы сотрудников в разных странах. Еженедельно штат пополняется в среднем 5–10 новыми менеджерами по работе с клиентами, которым необходимо помочь освоиться в кратчайшие сроки и с минимальными затратами ввести в курс дела.

Технологическая база

Компания выстраивает собственную систему работы с новыми сотрудниками с применением платформы для дистанционного обучения и конструктор курсов, позволяющая в короткие сроки запускать необходимые программы обучения и внедрять более комплексный подход к онбордингу сотрудников — Learning Management System (LMS).

Кроме этого, с использованием корпоративного мессенджера Slack члены команды делятся навыками, собираются на виртуальные встречи и обсуждения. Здесь же практикуется коммуникация с наставниками — с закреплением за новыми сотрудниками опытных специалистов, к которым можно обращаться за помощью.

Велкам-тренинг и индивидуальная траектория обучения
Новый сотрудник первым делом получает велкам-письмо, в котором изложены основные принципы работы компании, после чего проходит в группе с другими новичками тренинг, чтобы снизить уровень стресса в связи с поступлением на новую работу.

В процессе тренингов новые сотрудники не только знакомятся друг с другом, но и получают представление о принятых в компании каналах коммуникации. Каждый получает «индивидуальную траекторию обучения» (набор теоретических материалов и практических заданий), помогающую отслеживать эффективность обучения и отмечать прогресс сотрудника с первого дня поступления на работу.

Менеджеры по онбордингу и микролернинг
В условиях удаленной адаптации важно не оставлять нового сотрудника в одиночестве. Эту задачу в компании решают специальные менеджеры по онбордингу, обладающие опытом работы в службе поддержки клиентов, а также навыками использования системы дистанционного обучения и всех инструментов продвижения продуктов компании.

После проведения велкам-тренинга на первой неделе обучения будущих сотрудников знакомят с ИТ-системами. Информация подается дозировано, в формате микрообучения (Microlearning, микроленинг) и подкрепляется практическими занятиями. Это позволяет отслеживать степень усвояемости материала и оперативно корректировать процесс обучения.

Далее идет знакомство с бизнес-процессами, процедурами и политиками компании. Новые сотрудники изучают необходимые для работы документы, после чего в ходе обсуждения с наставниками последние оперативно отвечают на все возникшие вопросы. Одновременно новички проходят курсы обучения по продуктам, программам, получают задания. Важно, что предусмотрены разные форматы подачи информации: скринкасты, презентации, вебинары и лонгриды. Это облегчает усвоение информации людям с разными типами восприятия. По окончании данного этапа новые сотрудники сдают обязательный тест на английском языке.

Диалоговые тренажеры
Для совершенствования навыков работы с клиентами в компании начали разрабатывать диалоговые тренажеры — интерактивные упражнения, имитирующие диалог с клиентом. Таким образом менеджеры клиентской поддержки и менеджеры по продажам тренируют навыки управления беседой, правильной постановки вопросов, работы с возражениями. С помощью диалоговых тренажеров проигрываются различные сценарии событий, а исходя из ответов или вопросов клиентов, а также их реакций выбираются соответствующие схемы дальнейших действий менеджера. Преимущества такого подхода — контроль усвоения знаний группой вновь принятых сотрудников и каждым индивидуально.

Региональная специфика
Региональная специфика работы осваивается на второй неделе адаптации уже с локальными наставниками: вновь принятые специалисты должны грамотно учитывать особенности работы с аудиторией в конкретных странах. Обучение строится согласно принципам андрагогики, теории обучения взрослых: на данном этапе основное внимание для закрепления пройденного материала уделяется практике.

Экономический эффект
С применением дистанционного онбординга бизнес компании стал быстрее масштабироваться, в том числе за счет экономии ресурсов компании и времени руководящего состава. Например, до пандемии новички приезжали в офис Novakid для прохождения двухнедельного обучения, что занимало время руководящего состава компании, влекло за собой расходы на тренинги, транспортные издержки, затраты на съем жилья, командировочные и т. д. Экономический эффект от внедрения дистанционного онбординга еще предстоит подсчитать, однако уже сейчас выгоды удалённой адаптации сотрудников убедительно сказываются на бизнес-показателях.

Источник: hr-tv.ru