Главная › Статьи › Круговой опрос: оценка персонала методом 360 градусов

Круговой опрос: оценка персонала методом 360 градусов

С помощью этого метода можно выявить сразу три группы компетенций: hard skills, soft skills и управленческие навыки. Также понять, как член команды подходит к своим обязанностям и как оценивает других. Эксперты компании «Макси стафф» собрали гайд об одном из самых востребованных методов оценки персонала у российских компаний.

Оценка персонала — один из важнейших инструментов в работе подразделений, занимающихся человеческим ресурсом компании. Тот или иной метод оценки, или их комбинацию, HR-специалисты используют в рамках абсолютно всех своих бизнес-процессов:

  • найм и адаптация;
  • разработка систем материальной мотивации;
  • вовлеченность;
  • формирование кадрового резерва;
  • развитие персонала.

Существует множество методов оценки персонала; помимо классических, созданы десятки фреймворков для оценки — практически любая компания может придумать собственные. Главный их минус — все «шишки» придётся набивать самостоятельно. Гораздо проще выбрать проверенную методологию – она будет чётко регламентирована, валидна, и ее результаты можно сравнить с результатами других представителей рынка.

Методы можно поделить на две основные группы: количественные и качественные.

Именно к качественной оценке относится метод Оценка 360 градусов.

360 градусов — процесс оценки, в котором принимают участие все те сотрудники компании, которые взаимодействуют с респондентом. В процессе участвуют коллеги, руководители, подчинённые, и работники смежных структур компании. Таким образом, собирая обратную связь по кругу, формируется максимально целостное представление о сотруднике.

Правильное проведение Оценки 360 даёт максимально полезную информацию о сотруднике, на основании которой можно принимать качественные кадровые и управленческие решения.

Готовых решений для этого метода оценки не существует — то есть в каждой компании этот процесс нужно будет выстраивать с нуля.

Области применения 360 градусов в оценке персонала:

  • срез после онбординга, чтобы посмотреть, насколько новичку удалось влиться в коллектив;
  • выявление сотрудников с лидерскими и управленческими качествами для включения в кадровый резерв;
  • выявление HiPo-сотрудников;
  • управление развитием персонала;
  • выявление скрытых конфликтов и недопониманий.

Для подготовки и проведения Оценки 360 требуется достаточно много времени. На составление методологии оценки – от кого будет собираться обратная связь, какие вопросы будут задаваться, какие параметры необходимо выявить в результате – у сотрудников кадровых служб может уйти несколько месяцев; на проведение самой оценки — т.е. сбор обратной связи от окружения сотрудника, также уходит время. Далее, анализ и интерпретация результатов — тоже трудоёмкий процесс. Как правило, полный цикл проведения Оценки 360 занимает около года.

В ходе проведения Оценки 360 особенно важна квалификация тех, кто составляет опросники и проводит интервью для сбора обратной связи. Задаваемые сотрудникам вопросы должны быть экспертно подготовлены, чтобы обеспечить максимальную объективность получаемых результатов.

Плюсы метода 360

  • Позволяет дать сотруднику обратную связь сразу по множеству компетенций и их отдельным составляющим — индикаторам;
  • результаты оценки обычно легко переложить в ИПР — индивидуальные планы развития;
  • оценка 360 подразумевает круговой опрос — это значит, что сотрудник получит всесторонний фидбек как от руководителя, так и от коллег, а иногда и клиентов.

Пожалуй, главный недостаток метода 360 — субъективность результатов, ведь коллеги оценивают друг друга лишь по тем ситуациям, в которых они пересекаются по работе.

Кроме того, Оценка 360 — не точный инструмент. Она не учитывает достижения сотрудника, поэтому не должна применяться для принятия кадровых решений.

И наконец, этот метод зависит от человеческого фактора, поэтому важно объяснить сотрудникам, для чего проводится оценка, и провести её анонимно.

В каких случаях оценка, не подходящий инструмент?

  • Для принятия кадровых решений и материальных поощрений;
  • в период кризисов;
  • в период испытательного срока или для оценки нового сотрудника.

Как мотивировать сотрудников проходить оценку?

  • Проводить обучающие вебинары, на которых рассказывать об индивидуальном подходе и ценности результатов опроса для развития сотрудника;
  • привлекать к обратной связи руководящий состав;
  • проводить работу с руководством, в том числе рассказывать, как правильно давать обратную связь;
    вместе с сотрудником и его руководителем составлять индивидуальный план развития;
  • на основании результатов опросов формировать целевые программы развития, включающие внешние тренинги и внутренние обучения.

Итак, метод оценки 360 градусов дает возможность оценить и объективные и субъективные параметры. Сегодня, это очевидный тренд российских компаний – оценивать hard- и soft-скиллы неразрывно друг от друга. Оценку по жёстким и мягким навыкам объединяют в одну матрицу и по ней отбирают сотрудников в кадровый резерв, и выявляют экспертов, которые смогли бы поделиться с коллегами полезным опытом.

Однако, по статистике Qualtrics, 56% сотрудников не получают фидбек от своих компаний, в том числе о том, что им стоит улучшить в работе. В идеальном же мире каждый сотрудник должен быть окружён фидбеком и иметь индивидуальный план развития, а регулярная оценка призвана отслеживать и направлять этот процесс.

Источник: hr-portal.ru