Главная › Новости › Нина Рыжова: Как и любое обучение, формат Experiential Learning нужен для реального изменения в поведении людей

Нина Рыжова: Как и любое обучение, формат Experiential Learning нужен для реального изменения в поведении людей

 
“Что наша жизнь? Игра!” Сегодня актуально звучит и “Что наше обучение? Игра!” Геймификация не только тренд в бизнес-обучении, а уже реальность. Какова эта реальность, как ее сделать полезной бизнесу, что такое Experiential learning и как это обучение связано с бизнес-симуляциями выясняем со спикером конференции “Лига профессионалов: Технологии вовлекающего менеджмента” Ниной Рыжовой, руководителем практики «Бизнес симуляции и обучение на опыте», тренер-консультантом ГК «Институт Тренинга – АРБ Про».
 
– Нина, что такое Experiential learning?
 
– Experiential learning дословно переводится как «обучение на опыте». Основной принцип формата заключается в том, чтобы участники пробовали что-то сделать, осмысляли полученный опыт, узнавали новое и доходили до уровня глубокого понимания самостоятельно.
 
Можно сказать, что в отличии от классического формата «лекция + семинар», то есть сначала теория, а потом практика, в программах «Experiential Learning» реализован подход с точностью до наоборот: сначала практика, и только потом, через осмысление опыта – самостоятельные выводы и новые знания. Уже постфактум эти знания могут быть дополнены определенными моделями / инструментами со стороны ведущего, соотнесены с ними.
 
Наиболее «чисто» формат реализуется в бизнес-симуляциях, когда участники полностью погружаются в сложную деятельность, в ходе которой получают обратную связь о своих действиях от ведущего и коллег, учатся самостоятельно в ходе игры.
 
Я помню свой первый опыт участника бизнес-симуляции. На тот момент я была ассистентом, только начинала свою карьеру. У меня было большое количество установок, которые мешали мне проявлять свой потенциал. Я в принципе не вполне понимала, какие у меня особенности и возможности, как они проявляются в командной работе. После участия в бизнес-симуляции у меня было огромное количество инсайтов. Я увидела, как я могу действовать, как на это реагируют другие. Получила огромное количество обратной связи от коллег, которая сильно повлияла на меня в следующие годы. Удивительно, что этот опыт каждый из участников переживал по-разному: у всех были свои собственные инсайты, значимые здесь и сейчас для него лично. 
 
– В каких ситуациях применимо такое обучение? Если ли противопоказания?
 
– Я искренне считаю, что основной принцип, лежащий в основе обучения на опыте (принцип осознанности) полезен в любой ситуации. Вопрос скорее в том, в каком объеме следует включать этот формат в тренинг. 
 
Наиболее важно, на мой взгляд, использовать Experiential Learning активности тогда, когда участники не замечают, не осознают, что какие-то их действия не всегда оптимальны. Когда важно обратить их внимание на это. 
 
– Один из важных моментов в обучении: оценка эффективности. Как происходит оценка в Experiential learning ? Или Как не заиграться?
 
– Как и любое обучение, формат Experiential Learning нужен для реального изменения в поведении людей. Не вижу причин для того, чтобы применять другие инструменты оценки эффективности к этому формату.
 
Для меня один из критериев эффективности обучения – то, насколько сам обучаемый оценивает влияние обучения на свое развитие в долгосрочной перспективе. Мой персональный опыт участия в бизнес-симуляции точно входит в ТОП-3 за всю жизнь. 
 
Игра очень вовлекает, участники глубоко погружаются в работу. Самый большой вызов для ведущего – помочь структурировать и перенести опыт игры в реальную деятельность. На мой взгляд, очень высоки риски того, что полученный опыт не будет полноценно осмыслен, останется на уровне игры. О том, как «не заиграться», будем говорить на мастер-классе.
 
–  Для чего бизнесу игра?
 
– Игра, при грамотном конструировании или выборе, помогает сымитировать достаточно сложную деятельность и попробовать новые способы действия в безопасной среде. 
У нас есть опыт конструирования Experiential learning – решений под конкретные клиентские запросы, с гарантированным, прогнозируемым результатом на уровне знаний, умений, установок.
 
– Как встраивается такое обучение в общую систему развития персонала? При всей видимой легкости это не очень простой формат обучения…
 
– Область применения формата огромна, но, в первую очередь, мы рекомендуем использовать его в трех ситуациях:
 
  • для руководителей среднего/высшего звена, которые уже «перекормлены» обучением или не готовы видеть свои ошибки, в том числе из-за богатого и успешного опыта; 
  • для проектов «интеллектуального тим-билдинга», когда необходимо провести обучение большого числа участников, содержащее в себе элементы командной работы и  кроссфункционального взаимодействия;
  • в качестве модернизации классических тренингов или для разнообразия процесса корпоративного обучения.
 
– После Вашего мастер-класса на конференции что смогут участники?
 
– Участники научатся формулировать требования к Experiential Learning-активностям исходя из задач бизнеса, узнают о разных способах проведения анализа игрового опыта. Отдельно мы поговорим про роль ведущего, его действия в ходе EL-активностей.
 
Меня приятно волнует и одновременно пугает рост популярности игрового формата. Обычно такая высокая динамика приводит, с одной стороны, к резкому росту количества предложений, с другой – к очень разному их качеству. На мастер-классе мы сможем вместе разобраться, как не потеряться в изобилии предложений и выбрать то решение, которое будет работать на задачи бизнеса.
 
 
– Почему Вы решили приехать на конференцию «Лига профессионалов» и чем особенным вы можете быть полезной белорусским участникам?
 
– Я с большой теплотой отношусь к Беларуси и к Минску, даже встретила Новый 2017 год здесь. О конференции слышала только хорошие отзывы от своих коллег, которые были спикерами в предыдущие годы. 
 
Знаю от друзей, выросших в Беларуси или переехавших сюда, что потенциал рынка достаточно большой. Многие крупные компании создают офисы именно здесь, привлекая профессионалов из Санкт-Петербурга и Москвы. Я считаю, что сфера обучения и развития будет развиваться очень динамично, а близость к европейским странам создает еще и дополнительные возможности. 
 
Буду рада поделиться нашим опытом реализации проектов с элементами обучения на опыте с российскими компаниями и представительствами ТНК в РФ.
 
 
 
 
– Сфера ваших профессиональных интересов сегодня
 
– Обучение на опыте в широком смысле: от экспериментальных заданий в тренинге до полноценных бизнес-симуляций, смешанное обучение, фасилитация групповых сессий. Последние 2 года помимо основной деятельности в ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» я учусь психотерапии в гештальт-подходе.
 
– Ваша рабочая неделя – это…
 
– Разработка и проведение тренингов, переговоры по новым запросам, создание уникальных предложений под запрос клиентов, внутренние разработки, статьи, обучение, чтение книг. Скалолазание и бег по вечерам, если позволяет график.
 
– Без чего не может обойтись ваш рабочий день?
 
– Без осознания того, что мне есть чему еще учиться.
 
– Три самых дорогих вам профессиональных достижения
 
– Я, как человек, родившийся и выросший в Санкт-Петербурге, считаю не очень уместным говорить о своих достижениях. Об этом лучше расскажут те, кто чувствует на себя результаты моей работы.
 
По-моему, гораздо важнее искать возможности для того, чтобы быть полезной другим каждый новый день.
 
– Какой свой проект считаете самым успешным?
 
– Я участвовала в самых разных проектах – от помощи в индивидуальном развитии до проектов стратегического консалтинга. Мне, честно, трудно сказать, какой результат более значим – развитие человека от уровня специалиста до топ-менеджера компании за несколько лет или получение дополнительной прибыли организацией от принятых стратегических решений. 
 
– Профессионал – это…
 
– Человек, который прикладывает все возможные усилия для достижения наилучших результатов в любом проекте, за который берется. Человек, который всегда учится и замечает области для собственного развития. Тот, кто относится к решению профессиональных задач столь же серьезно, как и к личным решениям и жизненным проектам.