В чрезвычайной ситуации некоторые предпочитают импровизировать, однако теоретически у любой компании должен быть запасной план. Цель антикризисного планирования — если не избежать, то хотя бы минимизировать ущерб, возникающий на фоне резкого падения спроса. В зависимости от ситуации такой план может включать различные более или менее жёсткие меры, направленные на восстановление стабильности бизнеса.
Шаг 1. Оцените ситуацию
Россия на неопределённый срок (вероятно, надолго) оказывается в международной изоляции. Уже в ближайшее время большинство предпринимателей столкнутся с тем, что продажи упадут, а затраты вырастут из-за разрушения привычных цепочек логистики.
Первое, что необходимо сделать, — это понять, как именно кризис отразится на компании. Если вы не готовились к чрезвычайной ситуации или ощущаете недостаток в экспертизе, используйте что-то универсальное, например SWOT-анализ, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:
- Strengths (сильные стороны);
- Weaknesses (слабые стороны);
- Opportunities (возможности);
- Threats (угрозы).
На этом же этапе рассчитайте, как долго с учётом всех неблагоприятных обстоятельств бизнес просуществует в прежнем режиме. Оцените, сколько вы проработаете за счёт неотмененных проектов и финансовой подушки.
Шаг 2. Выберите стратегию
Задайте себе вопросы. Сколько времени потребуется для разрешения кризиса? Располагаете ли вы необходимыми ресурсами и инструментами? По результатам оценки можно определить наиболее выигрышную стратегию.
- Экспансия. При наличии ресурсов компания расширяется, захватывая рынок.
- Прорыв. Компания делает ставку на многообещающий проект или технологию, которая теоретически позволит вырваться из кризиса.
- Сохранение. Цель компании — сохранение ключевых элементов и ресурсов (квалифицированного персонала), а также отказ от второстепенных активов.
- Выход из бизнеса. Если ситуация не оставляет иного выхода, предпринимателю необходимо любыми способами повысить стоимость бизнеса перед тем, как выставить его на продажу.
Продумайте самый пессимистичный сценарий — все решения, которые вы примете в дальнейшем, могут опираться на заложенные в нём показатели.
Шаг 3. Привлекайте и/или экономьте деньги
Теперь, когда у вас на руках есть пессимистичный сценарий, пришло время задуматься о том, как оптимизировать расходы компании. Опциональные расходы следует исключить целиком, а необходимые — максимально сократить.
Маркетплейс выступает только витриной для покупки товаров и проведения оплат, а продавец полностью отвечает за хранение, обработку, упаковку и доставку заказа до покупателя. Иногда это схема — одна из многих (как у Amazon), иногда — по умолчанию (Etsy). Самые выгодные цены на международную доставку из России — у «Почты России». Но этот вариант подходит, только если клиент согласен ждать. В противном случае можно столкнуться со шквалом плохих отзывов и отказов от покупок.
- У вас могут быть активы или статьи расходов, которые можно превратить в деньги: избавиться от чего-то или сдать в аренду. Так, например, по возможности стоит отказаться от офиса — за два года пандемии все и так привыкли работать на удалёнке.
- Даже в такой ситуации стоит попытаться договориться с кредиторами о реструктуризации долгов. Возможно, кто-то пойдёт на уступки и даст отсрочку по выплатам.
- Попробуйте удешевить производство, сократив ассортимент или отказавшись от дорогостоящего сырья в пользу более дешёвого.
- Прежде чем сокращать персонал, попробуйте объяснить людям, что для выживания компании необходимо урезать заработные платы. Начать лучше с менеджмента, где они выше, и только потом обсуждать это с рядовыми сотрудниками. Выплаты премий и бонусов лучше перенести на будущее, но не отменять совсем.
- Увольнять людей — самая непопулярная мера. Если вы решились на сокращения, начинайте с людей, которые работают с вами вне штата или выполняют самые простые или опциональные задачи.
Шаг 4. Сформируйте штаб
Когда вы наметили план, пришло время сформировать антикризисный штаб. Ваша команда должна состоять из наиболее опытных менеджеров. Честно и открыто расскажите тем, кто войдёт в штаб, что потребуется для сохранения компании. Так они смогут обеспечить вас необходимой информацией и помочь сформировать антикризисный план.
Шаг 5. Периодически возвращайтесь к планированию
Ситуация меняется каждый день. Не будьте так уверены, что всё предусмотрели — это невозможно. Попробуйте заложить в план наиболее вероятное развитие событий, но не пытайтесь в точности предугадать, что будет завтра. Старайтесь выстраивать процессы таким образом, чтобы минимизировать негативный эффект кризиса.