Как сохранять интерес сотрудников к самообразованию во время удаленной работы
Профессиональное развитие персонала в организации связано с обучением сотрудников. Такую функцию более 20 лет назад начал выполнять Билайн Университет, считающийся первым в России корпоративным университетом. Образовательный проект для личного развития работников запущен в 1999 году. За время существования в нем создано свыше 200 онлайн-курсов и более 300 программ очного обучения. Ежегодно каждый сотрудник компании проходит до пяти образовательных программ, еще 9 тыс. человек повышают квалификацию и расширяют кругозор с помощью Билайн Университета.
С переходом персонала на удаленную работу на время карантина корпоративный университет продолжил работу. О том, что ждет корпоративное обучение в будущем, как сохранить эффективность работы сотрудников и что делать людям, чтобы не растерять на удаленке социальные связи, рассказала директор Билайн Университета Екатерина Подвальная.
Директор Билайн Университета Екатерина Подвальная (Фото из личного архива)
Работа с персоналом
В условиях пандемии самая главная задача корпораций — помогать сотрудникам. Сейчас сложная ситуация для всех, и людям как никогда нужна поддержка. Самое правильное решение — это просто разговаривать с людьми. Каждому руководителю следует общаться со своей командой. Собираться раз в неделю на полчаса и обсуждать самые разные темы — от бизнеса до новостей и домашних событий. Неформальное общение очень важно, потому что без него теряются социальные связи. На изоляции люди обособляются. И есть вероятность того, что они могут выпасть из коллектива, и тогда, вернувшись в офис, им вновь придется формировать культуру общения. Совместное обучение — это один из способов поддерживать вовлеченность и командный дух.
Конечно, приучить себя работать на удаленке непросто. Периодически кому-то нужно напоминать, как управлять командой, находящейся в изоляции, или как поддерживать вовлеченность. В марте Билайн Университет проделал большую работу — мы перевели наше обучение полностью в онлайн-формат. В частности, подготовили короткие информационные вебинары на эти темы. Сотрудники в любой момент могут зайти на площадку и пройти электронный курс. Да, мы понимаем, что учиться онлайн — это совершенно отдельный навык, его надо тренировать, как мышцы. Но приобрести его может каждый.
Чтобы помочь персоналу адаптироваться, мы записали вебинары по управлению изменениями и своими ресурсами, по восполнению энергии. В них мы давали советы по дыхательной гимнастике, мышечной релаксации, смене рода деятельности внутри квартиры, внутри маленького пространства, внутри потока времени, который не меняется. Даже такие простые советы, как поменять одежду перед выходом в эфир, перед тем, как ты садишься на встречу, надеть белую рубашку на той же самой кухне, а потом переодеться в спортивный костюм, как будто уже пришел домой с работы, помогают людям быть дисциплинированней.
Будущее корпоративного обучения
Существует убеждение, что онлайн — это дешевая версия офлайна. На самом деле крутая онлайн-программа бизнес-школы может стоить дороже очного обучения в ней. Не надо с предубеждением относиться к тому, что делается в электронном формате. Однако стоит помнить, что сейчас на всех нас давит очень большой поток информации, в котором сложно сориентироваться. Поэтому важную роль корпоративного университета или HR я вижу в том, чтобы предлагать людям достоверные и заслуживающие внимания источники. То есть самим фильтровать все, что сыпется на сотрудников из интернета, и предлагать им готовые выборки. Выборки могут касаться и выступлений ученых на тему коронавируса, новых статей или книг.
За месяц после перехода Билайн Университета в онлайн-формат наши информационные вебинары посетило более 800 человек, и слушатели ставили занятиям очень высокие оценки. Никто из сотрудников не написал: «Что это за второсортное обучение? Мы раньше в хороших гостиницах встречались, а теперь только в Zoom и никаких печенек». Вирус пройдет, а онлайн-обучение останется, потому что в нем слишком много плюсов.
Несколько месяцев самоизоляции показали, что обучение в электронном виде ничуть не хуже, и это практически единственный способ доступа к качественным знаниям или навыкам. В онлайн-формате можно проводить командные сессии, объединить любое количество людей, устраивать конференции. Я уже не говорю о том, что сейчас очень действенны и востребованы мини- и микроформаты: это короткие курсы, вебинары и сессии, которые помогают людям здесь и сейчас обратиться к конкретному навыку и решить конкретную проблему или задачу.
Корпоративное обучение уже давно не оперирует стандартными программами. Разумеется, они существуют на всякий случай в библиотеке каждого корпоративного университета или подразделения, занимающегося обучением. Но на передний план выходит индивидуализация. Нельзя всех стричь под одну гребенку. Один страдает от отсутствия живого общения, другой уже привык сидеть дома и не уверен, что хочет выйти, третий хочет учиться как можно больше, а четвертый очень дозированно участвует в программах обучения.
Поэтому важно помнить о кастомизации. Ей стоит заняться уже сейчас, потому что в будущем все будет нацелено на создание для человека возможности самому формировать свой индивидуальный план развития, а еще лучше — индивидуальный опыт развития. Человеку необходимо получить доступ к ресурсам компании через качественное мобильное приложение или быструю и удобную веб-версию. Не стоит забывать, что личный кабинет пользователя должен содержать курсы, темы и предложения, подобранные исключительно для него.
Кроме того, всем нам хорошо бы прийти к установке «у меня есть интернет, компьютер и телефон, и я с помощью этих трех продуктов могу решить любую задачу». Сложнее в этой ситуации людям, не привыкшим самостоятельно искать информацию и погружаться в контент. В этом смысле сотрудники «Билайна» обладают большим опытом: они работают на удаленке уже не первый год.
Источник: plus-one.ru