Распространенная в сфере образования идея гласит: «Педагогика — движущая сила, технологии — ускоритель», но всегда ли первое должно быть приоритетом? Возможно, пришло время изменить сектор образования и позволить технологиям занять центральное место? Theory&practice публикуют адаптированный и сокращенный перевод статьи редактора журнала Education Technology Генны Эш-Браун, в которой она анализирует использование технологий в образовании, пытаясь понять, какое место они должны занимать в учебном процессе.
Взаимосвязь между технологиями и педагогикой давно обсуждается в секторе образования. Сложность как преподавания, так и самого учебного процесса означает, что учебные заведения постоянно стремятся применять все лучшие методы и стратегии. Но хотя обычно педагогику ставят на первое место, нельзя отрицать влияние технологий, которое растет по мере того, как мы продвигаемся в цифровую эпоху. Но на какую позицию этот факт ставит традиционную дискуссию о педагогике и технологиях?
Аргументы в пользу технологий как движущей силы
По словам доктора Аспы Барутсис, научного сотрудника Института исследований в области образования (GIER) Университета Гриффита, в образовании существует множество вещей, которые генерируют, продвигают или поощряют определенные «результаты» — в данном случае ими можно считать успешное обучение. «Некоторые из них позитивны и продуктивны, другие — менее эффективны, поскольку создают проблемы или препятствия для обучения, — сказала она. — Использование технологий в обучении в разное время или в разных учебных ситуациях может быть и тем, и другим». Далее доктор выделила четыре ключевых фактора, при наличии которых использование технологий в обучении может считаться положительным:
- Доступность: то есть наличие цифровых технологий в количестве, достаточном для всех.
- Время и умения: у педагогов должно быть достаточно времени, чтобы развивать свои собственные знания и способность использовать соответствующие образовательные технологии.
- Принятие: «Такие практики, как строгий запрет на использование мобильных телефонов, могут послать сигнал о том, что „технологии в обучении не используются“, — говорит Барутсис. — И хотя я понимаю, что мобильные телефоны могут отвлекать некоторых непосредственно во время обучения, чтобы технологии стали движущей силой, их следует принять как естественный аспект учебного пространства, а не как то, что требует разрешения или запрещено».
- Учебное пространство: технологии могут быть положительным фактором обучения, когда места для занятий «реконфигурируются» таким образом, чтобы обеспечить лучшую интеграцию технологий. […]
Исследования неоднократно показывали, что уровни мотивации и вовлеченности снижаются по мере того, как учащиеся продвигаются по системе образования. […] Включение технологий может решить эту проблему, создавая дополнительный контекст для обучения. Хотя педагоги должны соответствовать установленным стандартам преподаваемых дисциплин, когда они позволяют учащимся самостоятельно управлять направлением своего обучения с помощью технологий, у последних возникает особое чувство исследования, которое гораздо труднее воспроизвести, используя лишь традиционный метод обучениям в формате «мудрец на сцене».
Педагогика как драйвер образования
Сводя термин к простейшему объяснению, можно сказать, что педагогика представляет собой науку, лежащую в основе преподавания. Перефразируя слова из книги Дэвида Соузы «Как обучается мозг», исследования самого когнитивного процесса обучения неоднократно подчеркивали важность учителей. Вооруженные планами занятий и разными уровнями передаваемого опыта, учителя предстают перед учащимися с полной уверенностью в том, что то, что они собираются преподнести, не только будет понято и запомнено, но и применимо к реальному миру. Соуза объясняет, что степень реализации этой уверенности зависит от базы знаний, которые учителя использовали при составлении занятий, и, что наиболее важно, от методов обучения, которые они выбирают для преподавания.
«Учителя ежедневно пытаются изменить человеческий мозг», — заключает Соуза
Таким образом, успешное преподавание зависит не только от программы обучения и владения ее содержанием, но и от понимания образовательных стандартов, осведомленности в вопросах оценки, хороших организационных навыков и способности вовлекать. Это означает, что педагог должен знать учащихся достаточно хорошо, чтобы адаптировать методы обучения в соответствии с их потребностями. Самые опытные учителя — это те, кто легко может связать все эти элементы воедино, и это и есть настоящая педагогика, или наука, лежащая в основе преподавания.
«Как человек, который учил учителей использовать технологии, я на собственном опыте обнаружил, что обычно технологии занимают первое место, — говорит Стивен Андерсон, соучредитель Web20Classroom. — Это значит, что учителя пытаются использовать технологии даже в ситуациях, когда они могут принести больше вреда, чем пользы». Вместе со своими коллегами, Андерсон потратил много времени на то, чтобы уделить больше внимания педагогике, основанной на исследованиях, которая опирается на методики, доказавшие свою эффективность, и технологии только в тех аспектах, где они могут ускорить образовательные процессы.
В этом контексте Андерсон активно отстаивает так называемое формирующее оценивание. Ведь если учителя не знают, где учащиеся находятся в процессе обучения или понимания знаний, как они могут определить, какими будут следующие шаги для достижения успеха? […] Формирующее оценивание может принимать разные формы, но технологии определенно в состоянии повысить способность педагогов использовать эту практику. […]
Было доказано, что одним из мощных элементов формирующего оценивания является обратная связь. Результаты мета-анализа 40 исследований показали, что подробная обратная связь (например, с объяснением конкретной концепции) оказывает заметное положительное влияние на результаты учащихся в сравнении с обратной связью, которая касается исключительно правильности ответа или просто прямо его предоставляет. Сегодня на рынке существует множество инструментов обучения, специально разработанных для формирующего оценивания, но они приносят пользу не только учителям.
Самые лучшие решения для цифровой оценки — те, которые позволяют учащимся саморефлексировать, оценивать и руководить своим обучением
В соответствии с кратким изложением политики формативного оценивания ОЭСР от 2005 года, такой подход трансформирует сам по себе, поскольку учащиеся становятся «активными участниками» образовательного процесса, учатся реагировать на конструктивную обратную связь, ставить цели, отслеживать собственное развитие и выбирать стратегии, которые будут способствовать их обучению. […]
Технологии и педагогика — отношения симбиоза?
Многие специалисты в области образования, в том числе доктор Барутсис из GIER, считают взаимосвязь между технологиями и педагогикой взаимодополняющей. «Опираясь на собственный опыт, я могу сказать, что не ставлю педагогику выше технологий, как и технологии выше педагогики, — говорит она. — Они идут рука об руку, поддерживая друг друга. […] Можно много сказать о включении разнообразного опыта обучения в педагогическую практику, но если учащиеся всегда делают одно и то же независимо от того, есть у них образовательные технологии или нет, им, скорее всего, станет скучно. Я обнаружила, что простое включение разнообразных способов обучения способствует росту вовлечения».
И похоже, что эффективность образовательных технологий зависит от качества педагогики, которая ими движет. […] «Есть много способов использовать технологии для поддержки работы педагогов. Но если технологии не помогает вам либо быть более эффективным учителем (например, выполняя задачи, которые можно автоматизировать, с помощью инструментов самопроверки или программного обеспечения на основе ИИ), либо поддерживать ваши амбиции по преподаванию и обучению, вам следует спросить себя, почему вы вообще решили их использовать», — говорит Марк Андерсон, директор ICTEvangelist и соучредитель Global EdTech.
Так что прежде всего включение EdTech должно иметь цель
«Использование технологий должно привести к трансформации, позволить ученикам делать то, что они не могли делать раньше», — добавляет Стивен Андерсон. Какие бы материалы учителя ни готовили к обучению, главное внимание должно быть уделено тому, какую пользу это приносит учащимся и как технологии удовлетворяют их потребности. […] Перед тем как начать использовать определенный инструмент или технологию, педагоги должны пропустить их через своего рода мысленный «контрольный список», чтобы убедиться, что они используются не только потому, что доступны, или потому, что это «в тренде». Хотя учащийся может быть очень увлечен игровым образовательным опытом, каким-то устройством или сервисом, необходимо помнить, что вовлеченность сама по себе не приводит к обучению или лучшему пониманию. […]
Стоит ли это того?
Итак, когда дело доходит до извечного вопроса, что первично — технологии или педагогика, — думаю, можно с уверенностью сказать, что ответ — педагогика.
Но это не значит, что мы не должны использовать в обучении технологии. Нет никаких сомнений в том, что огромный цифровой океан современных инструментов и устройств сделал невозможное возможным, но когда дело доходит до интеграции в образовании, требуется тщательный предварительный анализ. Хотя технологии открывают двери и позволяют нам взглянуть на мир по-новому, образовательный сектор должен подходить к ним с осторожностью, поскольку многие услуги и решения были разработаны для других конкретных целей и просто не имеют смысла в академическом контексте (в отличие от систем, разработанных специально для обучения). […]
Источник: theoryandpractice.ru