Главная › Статьи › Создатель Zoom о мотивации, приоритетах и счастье

Создатель Zoom о мотивации, приоритетах и счастье

О чем спросить соискателя, почему искать новую нишу необязательно и что стоит прочитать предпринимателю — в подборке высказываний Эрика Юаня


Эрик Юань — основатель и гендиректор сервиса для видеоконференций Zoom.

Юань родился и вырос в Китае, учился в Шаньдунском университете технических наук и бизнеса и в Китайском университете горного дела и технологий. В 1997 году, в 27 лет, переехал в Кремниевую долину. Там он устроился разработчиком в сервис видеоконференций WebEx (был куплен Cisco в 2007 году), где проработал 14 лет. В 2011 году основал Zoom, продукт вышел на рынок два года спустя. В 2019 году компания провела IPO: за первый день торгов акции взлетели на 22%. На данный момент Forbes оценивает состояние Юаня в $17,3 млрд. В 2018 году консалтинговая компания EY назвала его предпринимателем года, в том же году он возглавил рейтинг лучших CEO на рекрутинговом портале Glassdoor.


О выполненных обещаниях

«Все началось со студенческих времен, моя девушка жила тогда в другом городе, — рассказывает Эрик Юань. — Нам удавалось видеться только два раза в год, а путь на поезде занимал десять часов. Тогда я был молод — мне было 18–19 лет — и я думал, что было бы замечательно, если бы в будущем появилось такое устройство, где я мог бы нажать одну кнопку, увидеть ее и поговорить с ней». Спустя несколько лет внимание Юаня привлекли американские интернет-компании, и он решил во что бы то ни стало переехать в Кремниевую долину (его заявление на американскую визу отклоняли восемь раз). Там он устроился в WebEx, занимавшуюся разработкой сервиса для видеоконференций.

«Кремниевая долина — лучшее место, чтобы учиться. Это место с очень открытой культурой, у всех очень разный жизненный и профессиональный опыт. Очень часто, если тебе нужна помощь, ты можешь просто поговорить с людьми — даже если вы незнакомы, тебе помогут», — говорит Юань.

Он хотел, чтобы WebEx оставалась независимой, но компанию купила Cisco. Примерно в то же время Юань начал намного больше общаться с клиентами и обнаружил, что они недовольны качеством продукта: «Меня это очень расстроило, потому что я видел первые шаги компании, вложил много сил в разработку продукта. Если клиент недоволен, тебе неловко, и ты стараешься решить проблему». У него были идеи, как можно было исправить ошибки, но руководство не прислушалось к нему. Тогда Юань решил, что сделает свой сервис видеозвонков.

Но у Юаня была и личная мотивация. Он хотел сделать продукт, который избавил бы его от необходимости лично присутствовать на деловых встречах и позволил проводить больше времени с семьей. «Когда сервис был готов, я сказал своей жене, что мне придется работать еще больше, но я пообещал, что буду уезжать в командировки не чаще двух раз в год, так как технология будет качественнее, — вспоминает Юань. — И я смог сдержать это обещание».

О расстановке приоритетов

Инвесторы отнеслись к Zoom скептически, так как посчитали, что на рынке и так хватает сервисов для видеоконференций и стартап просто никто не заметит. Однако Юань убежден, что вовсе необязательно искать новую нишу, чтобы добиться успеха. Если твой продукт лучше всех остальных, то у тебя есть все шансы обойти конкурентов. Он проводит аналогию с ресторанным бизнесом: «Если у тебя намного выше уровень обслуживания, если у тебя невероятно вкусная еда, если у тебя хорошие цены, то твой бизнес будет успешен. Не имеет значения, сколько ресторанов уже существует».

Поэтому Юань советует первое время полностью сфокусироваться на разработке: «Если ты создашь хороший продукт, то это не значит, что у тебя автоматически появятся клиенты. Но если ты будешь уделять внимание исключительно продвижению и продажам, то очень скоро у тебя начнутся проблемы с продуктом и поиском инновационных решений».

Также создатель Zoom считает, что крупным игрокам сильно мешает отсутствие гибкости, неспособность быстро подстраиваться под новые обстоятельства. Избежать этого помогает «плоская» организационная структура — в Zoom нет сложной должностной иерархии, так как это замедляет процесс принятия решений: «Скорость — это главное в бизнесе».

О правильном выборе

Юань отмечает, что нет единой формулы успеха для всех компаний. Чтобы определить, какая стратегия подходит компании, предпринимателю нужно как можно раньше понять, какова его цель.

Так, если основатель стартапа собирается его продавать, то компании нужно как можно быстрее выйти на прибыль. В противном случае можно не найти покупателя.

У компании, которая хочет остаться самостоятельной, приоритеты должны быть другими. «Если ты хочешь создать независимую компанию, то тебе, скорее, нужно заручиться поддержкой венчурных фондов… Твоя компания не обязательно должна быть прибыльной, — объясняет Юань. — Нужно сфокусироваться на увеличении доли на рынке и стратегическом планировании, а также обойти конкурентов. Для этого нужен дополнительный капитал».

О счастье и рефлексии

По словам Юаня, его главная цель как лидера — создать культуру, в которой у сотрудников будет внутренняя мотивация: «Я сказал своим менеджерам не тратить слишком много времени на мотивацию команды. Это важно, так как собственная мотивация всегда надежнее… Я хочу, чтобы сотрудники думали о том, как сделать счастливее клиентов и коллег, чтобы они росли за счет этого».

Для этого работники должны получать удовольствие от работы и чувствовать себя счастливыми. «Мои сотрудники не всегда довольны, и если такое случается, то я чувствую, что как CEO компании я где-то ошибся, — анализирует Юань. — Я спрашиваю себя, верно ли организованы наши рабочие процессы, правильно ли сотрудникам объяснены их задачи, достаточно ли быстро руководители дают обратную связь». Юань регулярно проводит встречи с коллективом, во время которых отвечает на вопросы сотрудников. «Необходимо каждый день делать свой коллектив счастливее — подарить подарок или цветы, похвалить при всех сотрудника за отлично выполненную работу, обсудить с другим сотрудником беспокоящие его проблемы и так далее, — объясняет глава Zoom. — Если твои сотрудники просто работают на какую-то далекую цель, то каждый день на работе будет для них мучением, и они не будут обращать внимание на мелкие детали, которые очень важны для клиента. Без счастливых подчиненных ты не добьешься успеха».

Миллиардер рассказывает, что каждое утро задает себе три вопроса:

  • Каковы мои сильные стороны и полностью ли я реализую их?
  • Какие у меня недостатки и что я делаю, чтобы их преодолеть?
  • Работал ли я вчера достаточно усердно?

Вечером — еще три вопроса:

  • Забочусь ли я о своих коллегах?
  • Забочусь ли я о благополучии своей компании и проявляется ли это в моих действиях?
  • Забочусь ли я о развитии нашего продукта, меняет ли он мир к лучшему?

О критериях отбора

Юань говорит, что для него не имеет значения, в какой компании соискатель работал раньше или же из какого вуза он выпустился, главное, чтобы он был мотивирован и хотел учиться новому. Большой опыт часто мешает находить нестандартные решения. Тем не менее он всегда внимательно слушает рассказ кандидата о себе: Юань отдает предпочтение тем, кто чаще говорит «мы», чем «я». Уважение к коллегам, умение быть благодарным — это важные качества. Юань не берет кандидатов, для которых слишком большую роль играет должность: «Я думаю, что все эти титулы — бессмысленное украшательство».

«Какую книгу вы читаете сейчас?» — первый вопрос, который CEO Zoom задает на собеседовании. Он принимает на работу только читающих кандидатов, так как чтение, по мнению Юаня, является лучшим показателем того, что человек готов всегда учиться. Затем он обязательно спрашивает соискателя, как тот тратит свое рабочее время.

Юань считает, что увольнять нужно медленно: «Когда ты нанимаешь кого-то, ты инвестируешь в этого человека. Если ты воспринимаешь свою команду как семью, ты не будешь увольнять сотрудника только из-за того, что на каком-то небольшом этапе результаты его работы были не так хороши. Поступая так, ты даешь всем понять, даже самым лучшим, что их тоже могут внезапно уволить. Ты потеряешь доверие команды». Однако он подчеркивает, что, когда речь идет о нарушении этических норм или закона, расстаться с сотрудником нужно незамедлительно.

О любви к чтению

Юань и сам обожает читать, у него всегда есть книга с собой. «Скорость доверия: то, что меняет все» Стивена Кови — его любимая книга. Он признается, что благодаря ей понял, что скорость принятия решений, а значит, и конкурентоспособность компании во многом зависят от доверия в коллективе. «Очень непросто создать компанию, которая будет гибкой и не столкнется при этом с большими проблемами из-за быстрого роста, — отмечает Юань. — Но когда есть доверие, все очень просто. То, что я тебе доверяю, означает, что я верю в твои добрые намерения. И если ты скажешь, что я неправ и должен что-то исправить, я это сделаю».

Также Юань рекомендует предпринимателям прочитать книгу Эндрю Гроува «Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компании». «В каком-то смысле я сам параноик, — рассуждает создатель Zoom. — Мне кажется, что ни у одного стартапа не наступает момент, когда можно расслабиться и сказать, что «ну, теперь все в порядке». Нет, чем дальше, тем больше работы. Нужно оставаться параноиком и быть готовым ко всему. Готовьтесь тщательно».

Источники: Fоrbes, CNBC, The Financial Times, The Wall Street Journal, Fast Company, Time, Glassdoor, подкаст Zero to IPO, Emergence, Authority Magazine, Thrive Global.

Источник: pro.rbc.ru