Главная › Статьи › Сила дудлинга – развитие внимания и памяти

Сила дудлинга – развитие внимания и памяти

Долгое время расцениваемый, как пустая трата времени, дудлинг (бессознательное рисование) сейчас обрел заслуженное признание.

Недавние исследования в области нейробиологии, психологии и дизайна показывают, что дудлинг  помогает людям удерживать внимание, понимать новые концепции и запоминать информацию. Чистая страница также может выступать как большое игровое поле для мозга, позволяя людям изменять и совершенствовать творческие идеи и мысли.

Дудлы  – это спонтанные «каракули», которые могут принимать различные формы: от абстрактных моделей или рисунков до изображений объектов, ландшафтов, людей или лиц. Некоторые люди рисуют, повторяя слова или буквы, но заметки к дудлингу не относятся.

«Это инструмент мышления, – говорит Сунни Браун, автор новой книги «Революция Дудла» из города Остин, Техас. По ее словам, он может повлиять на то, как мы обрабатываем информацию и решаем проблемы.

Дудлинг на собраниях и лекциях помогает снять напряжение Саманте Уилсон, учителю старших классов из Саутборо, Массачусетс. «Рисование завитушек растительного вида с тенями и спиралями синими и красными чернилами, также помогает избавиться от скуки», – говорит она.

«Когда я рисую, кажется, будто мои мысли где-то далеко, но я на самом деле я максимально собрана и генерирую идеи», – заявляет г-жа Уилсон. Она рассказала, что дудлинг помог ей придумать тему для дипломной работы.

Раньше учение предполагали, что через дудлинг открывается окно в психику человека, однако эта гипотеза не подтвердилась, сообщается  в исследовании 2011 года, опубликованном  в медицинском журнале The Lancet.

Некоторые исследователи допускают, что дудлинг помогает мозгу работать, активируя его бессознательное – отделы, поддерживающие базовый уровень активности в коре головного мозга, когда внешние стимулы отсутствуют, говорится в исследовании The Lancet. В ходе исследования в области прикладной когнитивной психологии был проведен эксперимент, показывающий взаимосвязь рисования и памяти. Участникам зачитывали список имен, который нужно было воспроизвести позже. Те, кто рисовал, смогли вспомнить на 29% больше.

Джесси Принц рисует головы людей, чтобы помочь себе фокусировать внимание во время лекций и выступлений на конференциях, которые он посещает. Обычно голова как-то трансформируется: например, на ней появляется какое-нибудь животное или что-то еще», – говорит доктор Принц, профессор философии в Исследовательском центре городского университета Нью-Йорка.

Когда через время доктор Принц возвращается к своим рисункам, то может восстановить многое из того, что слышал на лекции. Он сравнивает их с открыткой: путешественник может забыть о поездке, но «если вы посмотрите на открытку с видом, то многие вещи, которые не изображены на ней, начинают всплывать в памяти», – говорит он.

Г-жа Браун добавляет, что дудлинг может стать альтернативным способом  обучения для некоторых людей. Ее профессиональная деятельность  включает в себя обучение менеджеров компаний для трансформации идей и концепций в эскизы и рисунки, чтобы повысить креативность и наладить коммуникацию.

Мичико Маруяма, студент-медик, говорит, что записывает ключевые слова во время лекций по классам, а затем рисует «ежедневные дудлы», которые подытоживают все то, что она узнала. Г-жа Маруяма,  студентка Университета Британской Колумбии в Ванкувере, говорит, что когда рисует желудочную секрецию, грыжи и другие темы занятий, она начинает лучше понимать пройденный материал.

«Только когда я начинаю рисовать, у меня складывается цельная картинка. Я понимаю, что я знаю и чего не знаю», – говорит она. Когда на неделю девушка перестала рисовать, ее оценки снизились.

Дудлинг может стимулировать улучшение идей, говорится в исследовании  Габриэлы Гольдшмидт, почетного профессора архитектуры Технологического института Израиля в Хайфе, исследующей методы обучения дизайну. Рисование может вызвать «диалог между умом, рукой, держащей  карандаш, и глазами, когда они воспринимают появляющиеся на бумаге образы», – утверждает она.

В исследовании приводился пример студента-архитектора, который никак не мог продвинуться в проекте нового детского сада и не заметил, как  увлекся, выводя свою подпись раз за разом.

Глядя на получившийся узор, он увидел очертания будущих объектов. Ему удалось разработать по-настоящему стоящие идеи, которые в конечном итоге стали архитектурным проектом.

Дудлинг также может выражать эмоции, которые тяжело выразить словами.  Десять добровольцев в течение 4-х недель эксперимента делились своими рисунками в социальных сетях при помощи всевозможных гаджетов. Результаты эксперимента были представлены на Стокгольмской конференции по взаимодействию человека и техники.

По словам исследователя, многие из участников выражали сложные эмоции, которыми они не могли поделиться через обычные посты или текстовые сообщения.

Один из них, 37-летний учитель, недавно ставший  отцом, нарисовал потрепанный мозг, чтобы передать ощущение потрясения. 27-летний аспирант нарисовал высоченный обелиск, нависающий над фигурой ребенка, чтобы передать давящее чувство, которое она испытывала из-за приближающегося срока сдачи курсовой работы.

Возможность рисовать «изменила способ, каким люди выражали свои чувства», – говорит Надир Вайбель, научный сотрудник в области компьютерных технологий Калифорнийского университета в Сан-Диего и соавтор исследования. «Их рисунки передавали больше, чем простой текст или обычная фотография. Они были более личными, более глубокими».

Дудлинг работает не для всех задач. По результатам исследования Университета Британской Колумбии, люди, которым в ходе эксперимента нужно было запоминать картинки и одновременно рисовать, столкнулись с трудностями. Автор исследования Элейн Чен, исследователь из Ванкуверской детской больницы, выпускница университета, предполагает, что причиной этого стало разделение внимания между двумя визуальными задачами.

Иными словами, когда рисование и другая задача используют одни и те же когнитивные пути, «у вас образуется мыслительный затор», – заявляет г-жа Браун.

Перевод: Алина Фалинская, Тренинговый портал Аспект

Источник: wsj.com