Главная › Статьи › С заботой о себе: как учиться и учить в эпоху перемен

С заботой о себе: как учиться и учить в эпоху перемен

Мы живем в мире, где все время возникают кризисные ситуации — от личных проблем до природных катастроф. Но учиться нужно даже в условиях стресса и изменений: это дает опору, помогает справляться с трудностями и добиваться успеха. О том, как выстроить обучение в кризисном контексте и с какими трудностями сталкиваются преподаватели и ученики, рассказывает Соня Смыслова.

Чаще всего термин «обучение в чрезвычайных обстоятельствах» (education in emergencies) или «в хрупком контексте» (fragile context) используют, когда люди сталкиваются с внезапным изменением реальности — например, в результате вынужденной эмиграции или стихийных бедствий. Знать, как учиться в таких условиях, нужно и студентам, и преподавателям. Даже если в вашей жизни все стабильно, то дети или взрослые, которые у вас учатся, могут прийти с багажом проблем — и его нужно учитывать.

К сожалению, мир наполнен кризисными ситуациями: от климатических до геополитических изменений. Но экономическая действительность продолжает требовать от взрослых переучиваться и повышать квалификацию, а от детей — интегрироваться в новую образовательную среду или добиваться академических успехов. Как в таких условиях учиться?

Обратимся к примеру, когда кризисный контекст стал таковым для всех — пандемия COVID-19. Исследователи сходятся во мнении, что период обучения на удаленке корректнее называть «дистанционным обучением в чрезвычайных условиях». Такое описание меняет фокус: важен не сам переход обучения из аудиторий в онлайн, а состояние чрезвычайности, резкой смены контекста или непрерывных изменений.

Влияние кризисов на обучение сводится к 2 эффектам:

  • резкое и неожиданное прерывание;
  • длительное стрессовое воздействие.

В первом случае силы организма направлены на то, чтобы справиться с ситуацией. «Свободного» когнитивного ресурса нет, сконцентрироваться сложно, тревога и страх подавляют способность учиться. Во втором случае происходит то же — медленнее и незаметнее, но с не меньшим уроном. Стресс влияет на основные механизмы, благодаря которым мы учимся: снижается мотивация, становится труднее запоминать информацию и так далее. Чаще всего в чрезвычайных условиях проявляются оба эффекта, иногда попеременно — за резким «разрывом» следует «шлейф» напряжения до следующего «разрыва». И так до завершения кризиса.

Поговорим о том, как адаптировать или дополнить процесс обучения, чтобы он продолжал быть эффективным даже в таких усложняющихся условиях.

Интегрированность образовательного опыта

Зачастую, прежде чем осваивать новое, мы проходим подготовку. Например, для освоения новой специализации нужно подтянуть язык, а для этого — прокачать навыки работы с цифровыми инструментами и сервисами (особенно в эпоху AI). Чтобы разобраться в сервисах, понадобится тайм-менеджмент — и так далее. Возникает логичное желание сначала овладеть этими «предварительными» навыками, или пререквизитами, а потом уже учиться настоящим вещам.

Но есть подвох. Чтобы учиться, нужна внутренняя мотивация — генератор желания что-либо делать. Она, помимо прочего, подкрепляется достижением лично значимого результата. Допустим, я хочу стать юристом. После каждого шага на пути к освоению профессии я чувствую удовлетворение, которое подпитывает мотивацию. Так этот внутренний источник энергии поддерживает нас, пока мы идем к образовательной цели.

Если же сначала изучать пререквизиты, а уже потом что-то лично значимое, мы рискуем растратить немногочисленный ресурс еще до основного обучения. Поэтому в кризисных ситуациях исследователи рекомендуют придерживаться интегрированного подхода и осваивать дополнительные навыки вместе с основными. Не хватает знания английского, чтобы разобраться в теме? Лучше совместить изучение языка и профессионального контента. Нужно освоить прикладной инструмент, но не вся теория понятна? Погружаться в фундаментальные аспекты лучше параллельно с освоением прикладного навыка.

Такой интегрированный подход позволяет удержать хрупкую мотивацию: как часть психики, она оказывается под негативным воздействием внешнего контекста. Когда среда стабилизируется, можно будет изучать то, что надо, но не хочется. Или уделить больше времени пререквизитам.

Управляемая, но гибкая образовательная среда

Другая особенность обучения в кризисном контексте задает в каком-то смысле противоположные условия. С одной стороны, кризисный контекст постоянно меняется. Соответственно, чем гибче образовательная траектория и чем шире она охватывает разные доступные материалы, тем лучше. С этой точки зрения образовательная траектория предстает не как набор тем для освоения, а скорее как система ресурсов — открытые курсы, консультации с экспертами, самостоятельное изучение литературы, формальные программы, — с которыми взаимодействует учащийся.

При этом гибкость отражается не только в организации обучения — возможность подключиться онлайн, если не получается прийти лично, и так далее, — но и в содержании. Поскольку нет жестко заданной последовательности тем, в зависимости от ситуации можно изучать разный контент и отвечать на актуальные вопросы. Способов и форматов множество: от неформального прослушивания подкастов перед сном до структурированных занятий с преподавателем, от рекомендуемого учебного плана до открытого микрофона.

С другой стороны, те, кто учится в кризисных условиях, испытывают повышенный стресс и тревогу. В этих обстоятельствах образовательный путь, наоборот, должен быть предсказуемым, понятным и не отклоняющимся от курса. Жесткий учебный план компенсирует хаотичное состояние среды, возвращает ощущение контроля.

Чтобы соединить два противоречивых условия, исследователи предлагают рассматривать образовательную траекторию в условиях кризиса как двусоставную.

Есть открытая система знаний — интернет, предзаписанный контент, асинхронные открытые курсы, библиотеки и так далее. Студент свободно и гибко перемещается среди разных источников и форматов.

В центре этой гибкой системы есть точки притяжения, создающие понятный и управляемый план обучения. Например, тьютор, который помогает ребенку двигаться по собственной образовательной траектории; профессиональные наставники, подсказывающие следующие шаги для взрослого. Или малая неформальная учебная группа, участники которой делятся изученным и вместе определяют дальнейший план работ. Такая точка притяжения служит опорой, постоянством, снижающим тревогу от окружающей действительности.

Таким образом, ключевая задача здесь — соединить две противоположности. За счет поддерживающих ролей (тьютор, наставник, фасилитатор группы) формируется устойчивость и ощущение предсказуемости обучения. А открытая учебная среда — нестрого заданная последовательность уроков и тем, разнообразные форматы — обеспечивает гибкость и позволяет реагировать на изменения контекста.

Обучение как пространство поддержки

В кризисном контексте учиться нужно не только ради образовательных результатов. Обучение работает как пространство безопасности и поддержки с фокусом на личностное развитие. Это подразумевает не просто психологически безопасную среду, где нет как минимум угрожающих здоровью, психике или достоинству факторов, но и намеренное развитие социально-эмоциональных навыков студентов, будь то дети или взрослые.

К социально-эмоциональным навыкам обычно относят умение взаимодействовать с другими людьми, устанавливая контакт и достигая целей коммуникации, эмоциональный интеллект, самодициплину, открытость к новому опыту и так далее. Эти навыки, во-первых, позволяют личности гибче реагировать на окружающий контекст, успешнее под него подстраиваться, в том числе в кризисной ситуации. Во-вторых, такая адаптивность позволяет успешнее достигать поставленных образовательных целей.

Чтобы создать пространство поддержки, которое работает на развитие социально-эмоциональных навыков, директивное обучение не подойдет. Нужна скорее социальная среда, где воспроизводится желаемое поведение. Например, для взрослых она создается за счет горизонтальных групп единомышленников. Это могут быть ридинг-группы, построенные в основном вокруг чтения, лаборатории — вокруг экспериментов и проектов, просто объединения коллег.

Люди учатся вместе, задавая и поддерживая правила для всех участников. Для случаев, когда им не получается следовать, например кто-то использует пассивную агрессию в коммуникации, группа вырабатывает механизмы реагирования на нежелательное поведение. Это может быть тет-а-тет сессия с ведущим группы — экспертом по теме, фасилитатором, организатором, — индивидуальные задания для развития определенной компетенции или просто совместная рефлексия группы.

Малые учебные группы создают опыт горизонтальной поддержки, который помогает фоново развивать социально-эмоциональные навыки. Например, рефлексия (обсуждение и осмысление полученного опыта), систематизация эмоций (что мне было интересно, что нет и почему), сотрудничество в группе позволяют осознаннее работать с предметом, прокачивать адаптивность и гибкость и даже преодолевать травму, полученную в результате кризиса.

Как выстроить образовательную траекторию для себя или студентов

Опираясь на три аспекта выше, сформулировали небольшую инструкцию для тех, кто учит и учится. Если вы планируете обучение и осознаете свой контекст как кризисный, советуем обратить внимание на следующие рекомендации:

1. Сосредоточьтесь на актуальной и значимой для вас теме

В идеале тема должна быть интересной и полезной для достижения целей. Встраивайте в обучение не основные, но нужные навыки. Например, читайте профессиональные статьи не на родном языке, а на том, который стоило бы подтянуть.

2. Формируйте обучающую среду

Вместо того чтобы остановиться на готовой программе, которая обещает всему вас научить, создавайте обучающую среду под себя. Комбинируйте разные форматы и темы, дополняйте самостоятельную работу синхронными занятиями, групповые встречи — индивидуальными консультациями и так далее. Старайтесь балансировать между форматами, которые требуют от вас дисциплины (самостоятельное обучение, асинхронные курсы) и теми, что сами организуют вас (групповое обучение с расписанием и дедлайнами).

3. Найдите поддержку

Окружите себя группами поддержки: неформальными объединениями, лабораториями, дискуссионными клубами и так далее. Старайтесь учитывать не только тему, но и собственные ощущения — насколько вам психологически комфортно в той или иной группе.

Если вы преподаватель и у вас есть ученики, которые находятся в кризисной ситуации, могут пригодиться советы ниже:

1. Развивайтесь как поддерживающий специалист

Такой наставник умеет не только объяснять предмет. Он помогает ученикам решать внутригрупповые конфликты, выступает как фасилитатор, поддерживает студентов в разных обстоятельствах и дает опору.

2. Проектируйте гибкое обучение

Для студентов в кризисном контексте программа должна быть более гибкой. Например, 30–40% учебного плана можно формировать, отталкиваясь от запроса студентов, учитывая специфику и состав каждой группы. Гибкость может быть открытой — ученики знают о ней и вместе с вами решают, чем и как учиться. Другой вариант — закрытая гибкость: ученики считают план фиксированным, но вы адаптируете его в ходе обучения. Такой способ лучше для ситуаций, когда студенты находятся в остром стрессе.

3. Управляйте обучением вместе со студентами

Старайтесь вовлекать людей в обучение не только как получателей знаний: давайте им решать, как или что будет изучаться. Ученики почувствуют себя увереннее и прокачают дополнительные навыки.

Конечно, такие рекомендации покрывают лишь малую часть особенностей обучения в чрезвычайном контексте. Но, если вы сталкиваетесь с такой ситуацией впервые, они станут фундаментом, от которого можно оттолкнуться.

Источник: theoryandpractice.ru