В чем особенность рынка бизнес-обучения и какие тенденции наблюдаются на рынке бизнес-образования образования в Беларуси отвечают управляющие партнеры главного тренингового портала Беларуси «Аспект» Елена Бекиш и Виринея Сташинская
– Расскажите, что собой представляет рынок бизнес-обучения в Беларуси?
Вы знаете, рынок бизнес-обучения растет и развивается, несмотря на кризис. И развивается он не вопреки, а именно потому, что есть конкретный запрос непосредственно от бизнеса. И это уже не дань моде и не набор мотивационных плюшек, как прежде. Сейчас бизнес подходит к выбору обучения более системно. Сегодня большинство компаний понимают, что этот кризис необычный. Время, когда можно было работать по наитию и зарабатывать деньги, уходит. Этот кризис показывает, что нужно многое изменить в своих подходах к ведению бизнеса. И эти подходы лежат именно в области бизнес-обучения, т.е у бизнес-школ.
Эффективность бизнеса сейчас, как никогда, зависит от сотрудников, и просто передачи знаний, тренировки навыков уже мало. Важно, чтобы у участников даже самых простых и распространненых тренингов продаж менялись установки, чтобы они уже не могли и не хотели работать по-старому, чтобы произошло «инфицирование» идеей развития. Поэтому многие бизнес-тренеры пополняют свой “тренерский чемоданчик” успешными практиками, такими как коучинг, фасилитация, майнд-менеджмент, которые затрагивают глубинную мотивацию сотрудников, повышают вовлеченность и позволяют более полно использовать человеческий потенциал, то есть создавать такие условия, где каждый не только максимально эффективно выполняет свою работу, но и заинтересован в успехе компании.
Настоящий результат обучения будет, когда в компании «прорастет бацилла изменений», которую посеяли бизнес-тренеры. Ведь только тогда сотрудники будут по-хорошему «болеть» своей работой и с желанием ее выполнять, несмотря на возможные неудачи или трудности.
– Какие программы на сегодняшний день востребованы бизнесом на сегодняшний день?
– Мы видим, что бюджеты на обучение, конечно, сокращаются, но в отличие от предыдущих кризисов, не урезаются вовсе. Они перераспределяются на наиболее приоритетные задачи и тематики, и уже более точно, я бы сказала – точечно, выстраивается общая система обучения в компании. И это правильно, ведь если не поддерживать колодец, он вовсе пересохнет, а заново сделать его полноводным – невероятно сложно, а то и невозможно. Главное процесс не останавливать, а четко и грамотно его выстраивать.
Популярность тем по просмотрам на нашем портале – на диаграмме: мы сравнили данные первого полугодия 2015 и 2016 годов.
Укрепляет свои лидерские позиции тема продаж и переговоров. Она была популярной всегда, сейчас еще больше выросла, что не случайно: отделы продажи как правило – «передовая линия» бизнеса, им и уделяют особое внимание.
В тройке лидеров – «Личная эффективность», и это тоже понятно, ведь кризис – это своеобразный вызов каждому, а особенно руководителям, лидерам. В личной эффективности кроме привычных тем (например, тайм-менеджмент), набирает популярность тема Эмоционального интеллекта – ведь эффективность организации во многом зависит от отношений между людьми, вовлеченными в бизнес-процессы, которые непосредственно зависят от эмоционального интеллекта и сотрудников и руководителя компании.
Из новых популярных направлений – «Школа тренерского мастерства”. Причем тренерским технологиям часто учатся руководители. В кризис важно уже самим заниматься наставничеством, передавать знания. А как учить? Нужны тренерские инструменты.
– А что нового в форматах обучения?
– В части форматов бизнес-обучения продолжается смещение фокуса интереса в пользу краткосрочных форматов – однодневных программ и коротких, 2-3 часовых, мастер-классов. Кроме того, особое звучание получил конференционный формат. В наше непростое время, когда все меняется с катастрофической скоростью, а готовых решений в бизнесе нет, руководители как никогда нуждаются в новых идеях и обмене опытом. Конференции – ответ рынка бизнес-обучения на эту проблему, ведь они предоставляют обе возможности: с одной стороны, показывают новые идеи, подходы, технологии, инструменты, с другой – дают неограниченное поле для обмена опытом, нетворкинга, создания новых альянсов. Поэтому конференций, форумов, фестивалей на различные темы сейчас очень много. Говоря словами Чан Кима, конференции сегодня – это «красный океан».
– А сколько вообще обучающих компаний в Беларуси?
На сегодняшний день у нас сайте зарегистрировано 98 компаний. Из них 5% – это компании, которые существуют на рынке более 15 лет. Остальные компании знаительно моложе. Кроме этого постоянно появляются новые имена – как тренеры, так и компании – уровень их очень разный, со временем рынок определит их жизнеспособность.
– А как выбрать компанию и тренера из такого разнообразия?
– Выбор – всегда непросто. Выбор бизнес-тренера сложнее вдвойне, т.к. у нас на рынке – их очень много и уровень очень разный. Большинство из них приходят в профессию двумя путями: одни – практики, имеющие большой опыт в сфере, которой обучают, но при этом сами плохо владеют методиками передачи знаний, другие – наоборот, виртуозно владеют методиками обучения и управления групповой динамикой, но имеют небольшой практический опыт в сфере, которой обучают. На мой взгляд, надо искать золотую середину, ведь у профессионалов бизнес-тренеров – знания прирастают к тебе как вторая кожа.
Поэтому первая рекомендация – изучить профессиональный опыт специалиста, и тренерский и в обучаемой теме. Уточните, с какими компаниями работал, было ли это сотрудничество долгосрочным или разовым. Хорошо также познакомиться с рекомендациями и отзывами на его программы. Смотрите также, чтобы у бизнес-тренера была специализация в определенных направлениях. Т.к. если он «швец и жнец», считает себя профи и в финансах, и в маркетинге, и в управлении, и в коммуникации и логистике, то вы рискуете получить знания «по верхам».
Можете обратиться также к экспертному мнению специалистов по подбору обучения, например, такие есть у нашего портала.
Далее – очень важный, на мой взгляд, аспект: насколько ценности бизнес-тренера созвучны вашим. Посему: смотрите видео этого бизнес-тренера на youtube, читайте его посты в социальных сетях. И самое надежное – встречайтесь с ним, чтобы посмотреть, насколько ценностно вы сходитесь. К тому же на встрече следует разобраться, насколько этот специалист гибок и может корректировать свою программу под потребности клиента, а это тоже показатель профессионализма и в отношении корпоративных программ весьма значимо.
Сейчас уже практически сформировалась хорошая для потребителей бизнес-обучения традиция: и бизнес-школы, и бизнес-тренеры фрилансеры проводят бесплатные или за очень небольшую плату мастер-классы. Это самая реальная возможность увидеть специалиста, как говорится, в деле.
– Есть ли особенности в обучении руководителей?
– Здесь первоочередное для руководителя – четко знать, для чего он идет учиться на ту или иную программу, какой цели он хочет достичь и каких результатов ждет. Ведь зачастую ошибки – это неоправданные ожидания.
Еще одна крайность в обучении – это его «переизбыток». Иногда руководители хотят научиться всему. И это также приносит хаос в работу. Сейчас есть специализированные программы для руководителей, например, по финансам, логистике и пр., дающие базовые знания, достаточные для управленца. Все же основная функция руководителя – управлять и сверхзадача – вдохновлять свою команду, быть лидером и вести за собой.