Сегодня недостаточно инвестировать только в экономику, производство или технологии. Инвестиции в людей, их знания, выходят на первый план.
Развитие человеческого капитала определено ООН одной из ключевых целей Устойчивого развития на период до 2030 года. Этот капитал – совокупная квалификация и профессиональные способности всех работников – формируется, в частности, благодаря справедливому, качественному образованию, возможности учиться в течение всей жизни для всех, справедливым отношениям на рынке труда и тому подобное.
Что это значит в современном мире с его быстрой цифровизацией, внедрением гибких трудовых отношений, «зеленых технологий», которые минимизируют участие человека в производственных процессах, выходом на рынок труда поколения Z?
Старые профессии и новый формат обучения
В мае 2019 Бюро Статистики труда США определило 30 наиболее востребованных профессий в ближайшие 8 лет. По данным Бюро, первая десятка будет выглядеть так: дипломированный медработник, разработчик программного обеспечения, главный и операционный менеджер, финансовый менеджер, финансовый аналитик и маркетолог, медицинский менеджер, хирург, менеджер информационных систем, бухгалтер, адвокат.
Эти профессии кажутся довольно традиционными для рынка труда как Америки, так и Украины. Однако все они требуют новых навыков, новых квалификаций. И эта тенденция на Всемирном экономическом форуме в 2019 году получила название «революция переквалификаций». На этом же форуме отмечалось, что одной из самых больших проблем, связанной с будущим управлением рабочей силой, является скорость изменений, которая будет предопределять перебои в квалификации и рабочих местах в течение ближайшего десятилетия.
В документах Европейской комиссии относительно новых навыков для Европы за 2016 год упоминается, что исследования, проведенные в европейских странах обнаружили, что более двух третей студентов и выпускников испытывают несоответствие между предложениями выпускников и знаниями и умениями, необходимыми экономике.
Похожая ситуация наблюдается и в нашей стране. Исследование, проведенное в Украине в мае 2020 года, показало, что почти треть респондентов хотела бы сменить профессию. В возрастном срезе о готовности менять профессию чаще заявляли соискатели, которым от 31 до 40 лет – на них пришлось 37% всех положительных ответов. Еще 26% – это респонденты в возрасте от 24 до 30 лет. И почти каждый пятый (19%) респондент, который декларировал готовность переквалифицироваться, – от 41 до 50 лет.
Приведем в качестве примера ситуацию женщин, которые работали в магазинах продавщицами, ушли в отпуск по уходу за ребенком, и должны через три или шесть лет вернуться на прежнее место работы, а условия труда существенно изменились – введен компьютерный учет товара, новое программное обеспечение для кассовых расчетов, системы отслеживания в торговом зале, часть продаж переведены онлайн, появились новые специалисты. Как помочь адаптироваться работнице к измененной практике работы – приобрести современные навыки, приспособиться к трансформированной ежедневной реальности, войти в другую команду?
Итак, в современном мире нужно постоянно учиться, и люди всех возрастов хорошо понимают, что нет «профессий на всю жизнь», «постоянных квалификаций» и т. п.. Приходится проходить «обучение в течение жизни» – формальное или неформальное.
Мало кто теперь ожидает, что обучение, особенно приобретение новых квалификаций, очередных навыков, будет традиционным. Люди все чаще учатся в условиях неформального образования – в интернете, на рабочем месте, через профессиональные курсы, общественные мероприятия или волонтерство. И что важно, повышать квалификацию, приобретать новые умения и знания нужно не только руководящему составу, менеджерам, а и низкоквалифицированным работникам и тем, кому 40+ и для которых традиционная система обучения уже неудобна.
Новая модель организации труда и ожидания работников
По оценкам международных организаций, в условиях глобализации экономики и рынков труда навыки и компетенции работников в значительной степени будут определять конкурентоспособность бизнеса и способность стимулировать инновации. Тот бизнес, который будет работать по старым правилам, когда начальник всегда прав, обречен на банкротство.
Компания Deloitte в рамках форума по развитию HR определяет новую модель организации труда.
Сейчас | В будущем | |
Структура организации | Иерархичные бизнес-структуры | Проекты, команды |
Проектные группы | Формируются очень медленно и сложно | Формируются быстро под конкретную задачу |
Работы и роли | Должностные инструкции, четкая привязка к должностям, забюрократизированность | Задания, цели и экспертная позиция |
Руководители | Руководители “владеют” командами и карьерами людей | Менеджеры руководят проектами |
Гибкость и пространство | Люди назначаются на работу руководством | Работники выбираются, опираясь на умения и опыт работы над проектами |
Поощрения | Работник поощряется в зависимости от уровня должности | Работник поощряется за выполненную работу, репутацию, пользу |
Эксперты указывают, что команды и проекты разрушат иерархические бизнес структуры с должностными инструкциями, разделением работников на уровни и выразительными названиями должностей. Работникам нужно гораздо больше, чем зарплата за свою работу. Так, для поколения Z уважение к личности и комфорту оказывается критичным. Собственно, эксперты отмечают, что каждого работника следует считать партнером. И не важно, сколько этому работнику лет. Владельцам бизнеса и людям, которые его возглавляют, нужно быть менее финансово ориентированными и более «ориентированными на людей».
Следует отметить, что речь не идет только о мировой экономике и западных рынках труда. Это касается и Украины, пусть у нас это будет происходить медленнее, чем у евроатлантических компаний и корпораций, но изменение трудовых отношений и психологические характеристики нового поколения работников – реалии времени.
Новые ожидания от бизнеса и от правительств
Европейская комиссия призывает различных социальных партнеров, в частности бизнес, играть активную роль в формировании повестки дня развития человеческого капитала, опираясь на инициативы на европейском и национальном уровне, конкретные отраслевые знания.
В 2020 году Европейская Комиссия одобрила проект Рекомендаций Совета по профессиональному образованию и профессиональной подготовке (ПТО), который определяет, что обучение на работе, как и стажировки, целесообразны для получения необходимых для работы навыков и квалификаций.
Итак, работодатели, бизнес должны инвестировать в систему корпоративного обучения, в переквалификацию рабочей силы, в создание квалификационных центров, где можно подтвердить полученную квалификацию и результаты неформального обучения.
В свою очередь правительства должны внедрять целенаправленную политику признания профессиональных квалификаций, полученных работниками в течение жизни, чтобы не отставать от быстро меняющихся требований к навыкам на рынке труда.
Как отдельное задание для правительств признано развитие цифровых навыков, цифровых компетенций для представителей разновозрастных групп и разного социального статуса. Ибо без цифровых навыков трудно сейчас представить даже повседневную жизнь, а не только современное рабочее место. Цифровая грамотность выступает одной из основ социальной справедливости и благосостояния. Карантин в условиях пандемии COVID-19 только подтвердили эту новую общественную реальность.
Вскоре украинцы также смогут конвертировать свои умения, навыки и компетенции, полученные неформально или информально, в сертификат, с которым можно официально устроиться на работу и получать большую заработную плату. Подтвердить квалификацию можно будет в квалификационных центрах. Положение об аккредитации таких центров, которое разработало Национальное агентство квалификаций, уже прошло общественное обсуждение и должно быть вынесено МОН на утверждение Правительством.
Сегодня недостаточно инвестировать только в экономику, производство или технологии. Инвестиции в людей, их знания, умения и компетенции не менее важны, потому что эти люди будут создавать продукт с большей добавленной стоимостью стимулировать устойчивое, сбалансированное общественное развитие.
Автор: Юрий Баланюк, Глава Национального агентства квалификаций
Источник: nv.ua