Служба исследований hh.ru опросила работников российских компаний и выяснила их отношение к наличию у работодателей системы корпоративного обучения.
Большинство респондентов (71%) по-прежнему считают, что она должна быть во всех организациях. При этом корпоративное обучение есть только немногим более чем у половины компаний (55%). За год этот показатель снизился на 2 п. п.— впрочем, эксперты называют это слабой коррекцией и одним из позитивных итогов года, отмечая, что снижение могло быть бОльшим с учетом негативных ожиданий.
Служба исследований платформы онлайн-рекрутинга hh.ru провела опрос работников российских компаний и выяснила, как изменилось их отношение к наличию в компаниях систем корпоративного обучения. Исследование проходило в ноябре текущего года, в нем принял участие 2301 человек. Подобный опрос hh.ru проводит уже на протяжении нескольких лет, что позволяет выявить определенные тенденции и зафиксировать перемены.
Так, в текущем году доля тех, кто считает, что во всех компаниях должна быть система обучения персонала, составила 71% — в прошлом году аналогичное мнение высказали 72% респондентов, в 2020 году — 73%. Ответ «это было бы плюсом для компании, но его отсутствие некритично» выбрал почти каждый шестой работник (15% опрошенных). 10% респондентов сказали, что относятся к корпоративному обучению скорее положительно, но только если оно будет необязательным. Таким образом, отмечается стабильно позитивное отношение подавляющего большинства работников к наличию программ корпоративного обучения в компаниях. «Если объединить градацию всех положительных оценок важности корпоративного образования, то на протяжении последних трех лет она держится на уровне 97%»,— говорит руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. О наличии в их компаниях системы обучения сотрудников заявили 55% респондентов, что на 2 п. п и 1 п. п. меньше, чем в 2021 и в 2020 годах соответственно. Выше всего эта доля оказалась среди работников, занятых на производстве и в сельском хозяйстве (66%), в продажах (64%), а также тех, кто только начинает карьеру, и студентов (64%). Такой результат можно назвать слабой коррекцией и одним из позитивных итогов года, указывает Мария Игнатова.
Что касается формата обучения, в котором проходит преимущественно корпоративное обучение, то на онлайн-формат приходится 28% (в 2021 году — 23%), на офлайн-формат — 15% (–5 п. п.), на смешанный формат — 57%. Из результатов опроса можно сделать вывод, что за год работники стали лояльнее относиться к онлайн-формату. Так, среди проходивших онлайн-обучение на 14 п. п., до 49%, выросла доля людей, считающих, что нет существенной разницы между онлайн- и офлайн-форматом. Более эффективным по сравнению с офлайном его называют 27% (– 5 п. п.), менее эффективным — 24% (–9%).
Дистанционное обучение/онлайн-обучение проходили 54% респондентов, тогда как в 2021 году — только 43%, тренинги с приглашением бизнес-тренеров — 27% (рост на 4 п. п.), традиционные курсы повышения квалификации — также 27% (+3 п. п.). Доля тех, кто приобретал новые навыки, не связанные напрямую с профессией, на курсах увеличилась на 6 п. п.— до 21%, обучение во внутренней школе в компании (для сейлзов, программистов и пр.) прошли 20% респондентов (+4 п. п.). Отметим, что если бы в компании была возможность обучения сотрудников, то 53% респондентов предпочли бы онлайн-формат, причем за год доля тех, кто выбрал такой ответ, увеличилась на 7 п. п. Доля тех, кто хотел бы пройти обучение на традиционных курсах повышения квалификации, почти такая же, как и выбравших дистанционное обучение,— 52%, но за год она снизилась (–2 п. п.). Тренинги с приглашением бизнес-тренеров предпочли бы более трети опрошенных — 38% (в прошлом году — 32%). Программа МВА/mini MBA незначительно потеряла привлекательность: ее выбрали бы 23% респондентов, тогда как годом ранее — 26%.
По мнению респондентов, больше всего на систему корпоративного обучения в компании повлияла пандемия COVID-19 (на это указали 29% опрошенных). Говоря о том, что именно изменилось, самыми популярными ответами были: частичный переход с офлайн-обучения на онлайн-обучение (33%), большее развитие обмена опытом между сотрудниками (28%) и полный переход с офлайн-обучения на онлайн-обучение (18%).
Перемены требуют изменений
В ситуации неопределенности, как, например, сейчас, подготовка, то есть обучение под рабочее место (управленца, инженера, дизайнера и т. д.), уходит на второй план, но все большую ценность приобретает образование как возможность выхода за привычную человеку систему координат и представлений, говорит руководитель Школы управления СКОЛКОВО Александр Ким. Это можно видеть и по сегменту корпоративного образования, указывает он. Так, в плане форматов необходимы быстрые ответы на постоянно возникающие вопросы. Повысился запрос на более коммуникационные форматы: обсуждения, дискуссии, сессии (в том числе стратегические), которые помогают прояснять ситуацию и определять пути дальнейшего развития компании, поясняет он. «В этом году мы стали больше использовать технологию мастермайндов — честного обмена мнениями, общего поиска выходов. С такой технологией слушатели не ждут контента, они ждут гипотез и практики вместе с такими же успешными людьми»,— рассказывает и. о. проректора по обучению и исследованиям СберУниверситета Александр Шаталов.
В компании Biocad также подчеркивают важность формирования, воспроизводства и передачи внутренней экспертизы в организации. «Мы используем такие практики, как Journal Club, где сотрудники изучают актуальные материалы по теме биотехнологий и затем обсуждают их в командах»,— отмечает заместитель генерального директора по персоналу компании Александра Арендарь. Также организация проводит кейс-клубы, где разбираются реальные ситуации из практики, например по конкретным продуктам или методикам, для обмена опытом между командами и формирования собственной базы знаний. В АФК «Система» для подготовки и развития кадрового резерва используют в том числе формат кейс-чемпионата. «Бизнес-кейсы важны, поскольку они помогают понять, чем реальные бизнес-сценарии отличаются от обучения в классе»,— указывают в корпорации.
Вообще же универсального «рецепта счастья» при выборе формата для обучения взрослых нет. Лучшее решение находится на пересечении векторов: цели обучения, вида программы обучения и планируемых к освоению компетенций, считает ведущий научный сотрудник базовой кафедры цифровой экономики Института развития информационного общества РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталья Мамедова.
Для кадров решают все
Что же касается инноваций в форматах обучения, то, как считает проректор по исследовательской деятельности университета «Синергия» Надежда Полихина, в последнее время развитие образования характеризуют практикоориентированность образовательного процесса, его цифровизация, переход к смешанному обучению (Blended Learning), По ее словам, оно предполагает в том числе развитие дополнительных компетенций наравне с основными профессиональными компетенциями, а также все большее внедрение модели присуждения микростепеней и принципа «образование как конструктор».
Говоря о компетенциях, Александр Ким отмечает, что самыми востребованными сейчас оказываются управление изменениями, лидерство, операционная эффективность, цифровая трансформация, управление персоналом. Так, например, в 2022 году, отвечая вызовам изменчивого BANI-мира и непрекращающейся повсеместной диджитализации, в Корпоративном университете холдинга S8 Capital внедрили практикум «Цифровые навыки». Сотрудник проходит путь от знакомства с цифровой средой до Data Sсience, искусственного интеллекта и AR/VR-технологий, говорит директор по персоналу и организационному развитию холдинга Татьяна Гладюк.
Форматы разные важны
Пандемия и связанный с ней карантин заставили всех игроков образовательной сферы детально погрузиться в освоение и применение современных подходов и технологий, ощутить, как можно предложить совершенно другой образовательный опыт онлайн, при этом сохранив качество обучения, говорит Александр Шаталов. «Сегодня чуть более половины всех обучающих решений (это и программы, и отдельные курсы) у нас проходят в онлайне, около трети — в смешанном формате»,— отмечает он. Подобное соотношение в СберУниверситете считают достаточно сбалансированным и думают, что оно сохранится в ближайшие годы. При этом что касается образовательных программ для руководителей, то здесь важен именно очный формат обучения. «Нельзя недооценивать важность нетворкинга, взаимного обмена опытом, когда в одной аудитории находятся представители разных департаментов и бизнесов»,— поясняет Александр Шаталов.
«Мы в Biocad в основном запускаем комплексные обучающие программы в смешанном формате»,— рассказывает Александра Арендарь. Комбинируются онлайн- и офлайн-форматы, особое внимание уделяя обязательным практикумам в лабораториях и на производстве, говорит она. Для ускоренной подготовки по ключевым ролям, для которых важна биотехнологическая экспертиза, или для закрытия вакансий, по которым нет подходящих соискателей на рынке, создаются программы в формате bootcamp.
До сих пор сказывается влияние пандемии на форматы обучения, подчеркивает Александр Ким. Школа управления СКОЛКОВО и ранее развивала онлайн-форматы, а ограничительные меры стали катализатором этого процесса. Так, здесь появились специальные технологии для более глубокого погружения и сильной вовлеченности слушателей в процесс обучения, рассказывает он. В частности, студия Glassroom, технология спроецированного в полный рост профессора, интерактивная AR-студия для записи обучающих видеороликов и онлайн-курсов с прозрачной сенсорной доской, на которой лектор «рисует» элементы презентации. В очные и онлайн-программы СберУниверситета внедряют геймификацию, симуляции и групповую работу, указывает Александр Шаталов. По результатам исследования, проведенного в текущем году Высшей школой бизнеса Высшей школы экономики (подробнее материал «Цель любого корпоративного университета — внести вклад в устойчивую конкурентоспособность компании»), доля онлайн-программ выросла с 28% в 2019 году до 68% в 2021-м. «Выгоды онлайн-формата очевидны: прежде всего это прекрасная масштабируемость, экономия на аудиторном фонде кампусов и командировках сотрудников. Другой вопрос, что качественный онлайн-формат требует иных инвестиций в мультимедийные студии, оснащение аудиторий специальным оборудованием. А главное — предъявляет иные требования к проектированию программ, профессиональным компетенциям преподавателей и технической поддержке образовательного процесса»,— указывает замдиректора по корпоративному обучению Высшей школы бизнеса и один из авторов исследования Наталья Шумкова.
В ожидании результатов
Каждый проект по обучению формируется на основании бизнес-потребности и тщательно прорабатывается с заказчиком, делится опытом компании Biocad Александра Арендарь. Исходя из этого формируются метрики, по которым можно оценить эффективность обучения. По итогам запуска пилотных программ отдел обучения собирает обратную связь от обучающихся, заказчиков проекта и руководителей, говорит она. Также он анализирует изменение метрики, чтобы убедиться в том, что приобретенные навыки действительно помогают в работе и оказывают влияние на бизнес-результаты. После этого программа дорабатывается и масштабируется и метрики продолжают отслеживаться уже на регулярной основе.
Отметим, что опрос hh.ru показал, что за год выросла доля тех, кто полностью удовлетворен пройденным корпоративным обучением. В 2022 году этот показатель составил 36%, увеличившись на 6 п. п. по сравнению с 2021 годом. Остались скорее удовлетворены 31% (в 2021 году — 36%), отчасти удовлетворены, отчасти нет — 22% (в 2021 году — 21%). О том, что скорее не удовлетворены обучением, заявили 6% опрошенных (рост на 1 п. п.), при этом доля тех, кто абсолютно не удовлетворен, осталась на прежнем уровне (3%).
Венера Петрова
Источник: kommersant.ru