Главная › Статьи › Почему важно разучиваться и как это делать

Почему важно разучиваться и как это делать

Устаревшие знания, шаблонное мышление и стереотипы вредят больше, чем недостаток информации. Почему нужно уметь разучиваться и как это делать эффективно, рассказала ИТ-предприниматель Оксана Селендеева.

Оксана Селендеева — IT-предприниматель и идейный вдохновитель Школы программирования для детей CODDY. Соорганизатор благотворительного проекта помощи детям Donate-Codding. Основательница групп Sell Your Head в соцсетях. Ex-Head of Marketing Московского банка и Сбербанка.

Многие выбирают пассивную позицию в обучении — запасают слои «информационного жира», превращая образование в еще один способ развлечения и прокрастинации. Но в модели lifelong learning гораздо важнее не накапливать новые знания, а избавляться от бесполезных старых.

Что такое unlearning

Разучивание или unlearning — процесс энергозатратный. Это активный пересмотр имеющихся знаний, способов мышления, привычек и формирование новых — более эффективных. Разучивание всегда начинается с критического взгляда на уже сформировавшееся мышление.

Марк Бончек, основатель компании Shift Thinking, которая помогает лидерам обновлять способы мышления в цифровую эпоху, в статье на Harvard Business Review акцентирует внимание на различиях накопительного обучения и разучивания.

«Когда мы учимся, то добавляем новые навыки или знания к тому, что мы уже знаем. Когда разучиваемся — выходим за пределы ментальной модели, чтобы выбрать другую», — объясняет Марк.

Соответственно, чтобы разучиться, нам нужно решить три последовательные задачи: распознать неэффективный подход, создать лучший, и укрепить его.

Почему нам сложно разучиваться

Чтобы разобраться в трудностях разучивания, сначала нужно понять, как мы учимся. Если описать процесс максимально просто: когда мы повторяем определенные действия несколько раз, в мозгу формируются нейронные связи. Чем больше повторений — тем они прочнее. Так умение переходит в навык. Финальная точка процесса обучения — переход знания на уровень подсознания, а навыка — на автомат. Например, во время ходьбы мы не задумываемся о том, куда ставить ногу, потому что в результате осознанных усилий освоили этот навык в раннем детстве. Так же формируются ментальные установки и стереотипы, которые определяют наше поведение.

Интересное начинается, когда мы хотим изменить устоявшиеся нейронные связи. С эволюционной точки зрения они помогали адаптироваться к изменениям в жизни. Нейронаука считает, что изменения — это угроза к существованию, мозг переходит в защитный режим.

В 2016 году журнал Scientific Reports опубликовал исследование реакции людей на контраргументы. Результаты показали, что когда человека заставляют менять свои убеждения, он воспринимает это, как физическую опасность — реагирует тревогой и беспокойством. Особенно, если речь об установках, которые успели стать ядром личности.

Так же и наш мозг сопротивляется изменениям. Для перехода в осознанный режим, ему нужно потратить больше энергии, чем на автоматическую неосознанную реакцию.

Нейробиологи условно делят мозг на две системы: реактивную и рефлексивную. Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Мэтт Либерман объясняет, что первая энергоэффективна, работает автоматически и быстро. Вторая — управляет мышлением более высокого порядка, постоянно корректируя первую. Она работает медленно и потребляет много энергии.

Чтобы изменить устоявшиеся нейронные связи, требуется даже больше времени и усилий, чем для освоения нового навыка. При малейшем отвлечении мозг сразу перейдет с осознанного режима на энергоэффективный автопилот. Это особенно заметно в эксперименте с велосипедом с перевернутым рулем.

Эксперимент с перевернутым рулем наглядно показывает, как выглядит формирование диаметрально противоположного навыка

Переучивание езде на «обратном велосипеде» заняло восемь месяцев. Это гораздо дольше, чем обучение езде на велосипеде с нуля. Этот эксперимент подтверждает трудоемкий процесс разрушения устоявшихся нейронных связей. Нужно быть уверенным в том, что вы учитесь полезным вещам. Иногда выгоднее не учиться совсем, чем учиться неправильно или ненужному.

Как эффективно разучиваться

Главное в разучивании — отказаться от мышления с позиции «кто прав». В такой позиции человек концентрируется на защите своего убеждения, а не на эффективных действиях. Например, использует устаревшую программу для работы и воспринимает критику как личное оскорбление, ставит цель переспорить оппонента, а не извлечь пользу.

Знания — это инструменты, которые помогают достигать конкретных целей, а не способ самоидентификации. Такой подход избавит вас от внутреннего протеста против изменений и мотивирует искать лучшие решения.

Выключите автопилот

Утилизировать убеждения помогает размышление о том, о чем вы думаете (метакогниция) и обращение внимания на то, на что вы обращаете внимание (метаосознанность). Результаты МРТ это подтверждают. Привычка, закрепленная в древних отделах мозга, ослабевает из-за наблюдения за собственным мышлением — мозг активирует префронтальную кору, которая не позволяет реагировать на происходящее автоматически.

Включение «независимого наблюдателя» помогает даже при лечении обсессивно-компульсивного расстройства. Например, когда человек хочет избавиться от привычки постоянно мыть руки.

Практика. Наблюдайте за собственным мышлением в сфере, в которой вы осознали необходимость изменений, и следуйте принципу «question everything» — сомневайтесь во всем. Задавайте себе вопросы, которые помогают лучше понять механизмы мышления и переосмыслить задачу:

  • «Как я думаю об этом?»
  • «Как еще можно думать об этом?»
  • «Как я понимаю задачу?»
  • «Какая потребность стоит за задачей, которую я обдумываю?»
  • «Как еще ее можно закрыть?»

На конкретном примере это может выглядеть так: вы владеете магазином и хотите повысить качество сервиса, чтобы увеличить продажи. Вы просмотрели десятки видео и прочитали несколько книг по клиентоориентированности, но это не помогло. Тогда задайтесь вопросом: «Как я думаю о решении этой задачи?» Возможно, дело не в сервисе, а в закрытии человеческих потребностей из пирамиды Маслоу. Тогда можно придумать лаконичное решение — предложить посетителям напитки, которые задержат их лучше скидок и обойдутся дешевле рекламы.

Не консервируйте ментальные модели

Американский ученый, старший преподаватель Массачусетского технологического университета Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» определяет ментальные модели так: «Глубоко укоренившиеся убеждения, обобщения или даже представления и картины, которые влияют на понимание мира и наши действия». То есть, ментальная модель дает упрощенное понимание устройства мира.

Люди взаимодействуют с миром с помощью «прозрачных» для самих себя шаблонов, выработанных в течение жизни. Например, по опыту общения вы можете не сомневаться в том, что всем нравятся комплименты внешности. Чтобы расположить к себе людей, будете часто делать их не к месту, не задумываясь над другими способами влияния. Поэтому ментальные модели важно корректировать.

Шотландский философ и психолог Кеннет Крейк писал: «Если у каждого есть своя мелкомасштабная модель внешней реальности и способы действия в ней, то возможно выбирать из различных альтернатив и понимать, какие из них лучше».

Но ментальные модели — это не обычные убеждения, а скорее «фреймворки» мышления, рамочные системы. Поэтому сразу распознать и подвергнуть их критике может быть довольно трудно.

Практика. Исследовать и исправлять то, что под капотом мышления, эффективнее с помощью обладателей других ментальных моделей. Попробуйте три метода:

  • Открытый диалог. Озвучивайте все до мельчайших деталей, которые вы можете считать недостойными внимания. Ведь то, что «очевидно» для одного, будет инсайтом или явным заблуждением для другого.
  • Техника железного человека. Приводите лучшие аргументы для той стороны дискуссии, которая занимает отличную от вашей позицию. Например, если вы коммунист, попробуйте создать сильный аргумент в пользу капитализма.
  • Метод левой колонки. Техника помогает исследовать глубокие ментальные установки, из которых вы исходите. Разделите лист бумаги на две колонки, вспомните важный для себя диалог. В правую выпишите то, что сказали вы, в левую — что в этот момент думали. Теперь проанализируйте убеждения и выберите более рациональные.

Обозначьте триггеры нежелательного мышления

«Тенденция возвращаться к старому образу мышления и старому образу действий останется», — уверен основатель Shift Thinking Марк Бончек. Полезно создавать триггеры, которые предупредят вас о том, с какой мыслительной моделью вы работаете. Например, это могут быть характерные слова или выражения.

Практика. Например, вы менеджер и осознали важность win-win подхода для мотивации коллектива. Отслеживайте моменты, когда вы думаете о сотрудниках как о «подчиненных». Пускай это будет триггером для переключения на образ мышления, который учитывает интересы членов команды и помогает поддерживать их внутреннюю мотивацию.

Еще в 2008 году средний американец потреблял 34 Гб информации в день. Такой объем невозможно обработать без когнитивных искажений. При этом мир меняется очень быстро — от необходимости разучиваться не застрахует ничего. Поэтому следует скорее начать пользоваться научным подходом по отношению к собственному мышлению. Иначе оно будет работать в чужих интересах или просто расходовать ресурсы впустую.

Источник: trends.rbc.ru