Главная › Статьи › Почему сотрудники воспринимают корпобучение как школьные уроки и что спасёт ситуацию

Почему сотрудники воспринимают корпобучение как школьные уроки и что спасёт ситуацию

Корпоративное обучение, как и любое обучение, по привычке живёт в прошлом — когда от сотрудника был нужен набор определённых навыков, покорность и выполнение плана. Как в школе.

Проблема в том, что система обучения должна меняться вместе с потребностями пользователей. Если этого не происходит, она перестаёт работать. Люди саботируют обучение или учатся из-под палки — в итоге пользы нет ни для кого. Это актуально и для школы, и для вуза, и для работы.

Рассказываем, что такое новая модель впечатления сотрудников и как её использовать для создания корпобучения, которое будет работать.

Обучение ради компании

В 2000-е тренинги и корпоративные программы считались ценными сами по себе. Когда-то так относились к любому образованию. Выбирая обучение, компании ориентировались на свои технические возможности, цели бизнеса и те продукты, которые в принципе были на рынке. Поэтому все проводили тренинги по развитию лидерских качеств — бизнес-задачам соответствует и подрядчиков-организаторов много.

У такого обучения было несколько минусов:

❌ Компания брала то, что было на рынке, а не то, что нужно именно её сотрудникам

❌ Обучение унифицированное — программы делали по одному шаблону для всех, айтишников и ритейлеров учили одинаково, а в итоге не попадали ни в кого

❌ Форматов было мало, и они подходили не всем: очный тренинг на производстве значил остановку половины станков

Сотрудников учили «в холостую»: никто не знал, улучшает ли такое обучение результаты сотрудников и нужно ли оно им. Программы формально соответствовали бизнес-целям — и этого было достаточно.

Обучение ради обучения

В 2010-е разработчики и заказчики обучения стали понимать, что люди во многом принимают решения на основе иррациональных факторов: страхов, предубеждений, эмоций. Поэтому даже самый полезный тренинг проигрывает соцсетям, ютубу и стримингам — они привлекают больше, потому что обещают впечатления.

Поэтому стали использовать инструменты из индустрии развлечений:

  • Геймификацию — для вовлечения участников, поддержания их интереса и высокого уровня доходимости
  • Микрообучение — чтобы мимикрировать под ленты социальных сетей
  • Дизайн-решения стримингов и соцсетей — чтобы выдерживать конкуренцию с развлекательными продуктами
  • Деловые игры — чтобы сменить контекст и создать развлекательную обстановку

Всё это классные и работающие инструменты, но их использовали, только чтобы завлечь в обучение. Под многообещающей обложкой были те же бесполезные знания. Люди быстро понимали, что их обманывают, и разочаровывались в обучении.

Минусы такого обучения:

❌ L&D и HR добивались высоких метрик в обучении, но оно не влияло на компетентность сотрудников и не улучшало процессы

❌ Компания зря тратила большие деньги

Обучение стало равняться на индустрию игр и применять её инструменты для вовлечения в программу. Метрики росли, но ценности сотрудникам и бизнесу всё ещё было мало.

Обучение ради сотрудников

Сейчас разработчики обучения поняли, что между образованием и развлечением должен быть баланс, комфортный для человека и бизнеса. Нет задачи превратить обучение в игру, сделать его простым и несерьёзным. «Мостик» между развитием и вовлечением — это исследование целевой аудитории, бизнеса, а также изучение знания о поведенческой психологии, поведенческой психологии, педагогического, LX- и геймдизайн, нейробиологии и UX-проектирования.

Благодаря этому получается создавать человекоцентричное обучение, которое:

  1. Решает задачи бизнеса и полезно именно его сотрудникам, потому что разработано на основе персональных запросов.
  2. Люди сами хотят учиться — инструменты вовлечения подобраны под образовательные цели и дополняют полезный контент.
    Такой подход называется эдьютейнментом. Он находится на пересечении трёх сфер: исследовании людей и компании, потребностей бизнеса и впечатлений сотрудников.

Для баланса мы нашли минусы даже здесь:

❌ Компания должна честно говорить о своих проблемах, иначе обучение будет бесполезным. Иногда это сложно.

❌ Разработка дорогая и долгая — создаётся уникальный продукт под конкретную компанию.

Задача новой модели — создавать впечатления, которые помогут человеку расти, становиться лучше, раскрывать свои таланты.

Источник: dzen.ru