Главная › Статьи › Оценочное интервью, ориентированное на развитие сотрудника

Оценочное интервью, ориентированное на развитие сотрудника

Оценка – инструмент мотивации и развития персонала, а также реализации индивидуального подхода в менеджменте.

Процедуры оценки призваны демонстрировать работникам, в каком направлении следует двигаться, какое поведение от них ожидается, какие навыки и профессиональные качества являются значимыми для занимаемой должности и карьерного развития.

Результаты оценки являются основанием для выработки программы действий по развитию компетенций конкретного работника. Программа развития разрабатывается с участием специалиста HR-службы и топ-менеджмента компании.

Один из возможных вариантов – привлечение сотрудников к планированию и развитию собственной карьеры.

Процедура оценочного собеседования (интервью)

Оценочное собеседование может проводиться по результатам итоговой оценки или аттестации, по результатам ежеквартальной или полугодовой оценки.

Этап 1. Ставим цели интервью.

  • Оценить результаты работы сотрудника в предыдущем периоде и динамику результатов.
  • Определить проблемные области, которые являются критичными для получения более высокого результата.
  • Определить план карьеры сотрудника, получить основание для возможного включения в кадровый резерв, повышения в должности.

Этап 2. Подготовка к интервью.

Оценочное собеседование носит сугубо конфиденциальный характер. Лучше проводить данную процедуру на нейтральной территории (переговорная комната). На время собеседования должны быть устранены все виды возможных помех (мобильный телефон, компьютер, визитеры и т.д.)

  • Заранее определите время и место встречи. Если в оценочном интервью участвуют несколько сотрудников – составьте график.
  • Длительность интервью на каждого сотрудника должна быть около 60 минут.
  • Заранее подготовьте следующие документы: заполненная оценочная форма, в которой зафиксированы задачи и результаты сотрудника за отчетный период, например, данные по выполненным KPI или данные по результатам ИПР сотрудника за предыдущий период, должностная инструкция сотрудника, план работы подразделения и KPI подразделения.
  • Подготовить перечень вопросов, одинаковый для всех интервьюируемых.

Вы можете заранее сформулировать основные вопросы, и формулировать дополнительные вопросы в ходе самого собеседования. Однако я рекомендую всегда готовиться к интервью, составляя перечень тематик, которые должны быть раскрыты, а также перечень вопросов, направленных на оценку профессиональных и личностных качеств.

Примеры вопросов для проведения оценочного интервью

Привожу примеры вопросов для проведения оценочного интервью с управленческим составом организации. По аналогии у меня разработаны группы вопросов для менеджеров по продажам, специалистам по сопровождению клиентов и т.д.

Общие вопросы сотруднику

  • Расскажите, какие профессиональные, стратегические и операционные цели стоят перед вами на этот год?
  • Расскажите, какие Ваши профессиональные качества и личностные характеристики развиты сильно? Приведите конкретные примеры? Почему у вас развиты именно эти качества?
  • В чем вы видите свое профессиональное развитие?
  • Что читали вы в последнее время? Почему именно эту литературу?

Блок «Постановка целей»

  • Какие цели стоят перед вашим подразделением?
  • Как эти цели соотносятся со стратегическими целями развития бизнеса?
  • К какому результату вы придете, достигнув этих целей?
  • Как вы определяете промежуточные и итоговые результаты для достижения цели?
  • В чем заключается различие между процессом деятельности и результатом?

Блок «Стили лидерства»

  • Как правильно и эффективно мотивировать своего подчиненного на выполнение определенного задания? Как профессиональные мотивы преобладают у Ваших подчиненных?
  • Как вы можете охарактеризовать свой стиль взаимодействия с подчиненными?
  • Расскажите, как правильно организовать контроль выполнения поручения своим подчиненным?
  • Расскажите, какие способы нематериальной мотивации подчиненных Вы знаете и используете в своей профессиональной деятельности?

Блок «Принятие решений»

  • Расскажите о тех решениях, которые Вы принимаете в ежедневной практике?
  • Приведите пример Вашего решения, которое оказалось неверным. Каковы были последствия?
  • Сколько времени вам обычно требуется для анализа ситуации и принятия решения?
  • Как вы действуете в процессе принятия решений?
  • Опишите случай, когда вам было трудно принять решение?

Блок «Навыки убеждения и аргументации»

  • Как вы действуете в ситуации, когда вам нужно убедить кого-либо принять вашу точку зрения?
  • Что Вы делаете для того, чтобы доходчиво донести свои идеи до собеседников/клиентов?
  • Убедите меня, что красный цвет в одежде лучше, чем черный.
  • Опишите новый подход в работе (принятый вами), который значительно отличалось от предыдущих.
  • Как Вы добились того, чтобы Ваши подчиненные, коллеги и другие сотрудники нормально приняли Ваше решение?

Блок «Стратегия компании»

  • Какова Стратегия компании на ближайшие три года? В чем ее особенности? Какие промежуточные цели должны быть достигнуты?
  • Какие преимущества даст Компании реализованная Стратегия?
  • Как вы считаете, какие проблемные области есть у Компании? В чем заключаются риски, если эти проблемы не будут разрешены?
  • Какие проекты существуют в Компании? Для чего они нужны? Какова цель каждого проекта?
  • В каких проектах вы принимаете участие? Что вы уже сделали для этого проекта?
  • Каковы ваши функции в рабочей группе проекта?
  • Как вы считаете, что еще нужно сделать для развития Компании?
  • Как вы считаете, каких проектов не хватает?
  • Что может предпринять ваше подразделение для достижения целей Компании?

Блок «Командная работа»

  • Кого Вы можете назвать своей командой? Что Вы, как член команды, делаете для того, чтобы работа команды была эффективной? Приведите пример.
  • Приведите пример того, как Вы работали над решением общей командной задачи. Как было организовано взаимодействие? Какие функции в команде Вы выполняли? Какие сложности возникали в процессе совместной работе? Какие действия Вы предпринимали для их разрешения?
  • Бывает ли так, что Ваши интересы вступают в противоречие с интересами вашей команды?
  • Опишите такую ситуацию. Какова была Ваша цель? Как Вы действовали? Каким образом разрешилась ситуация?

Блок «Стандарты и технологии»

  • Какие задачи вы решаете в процессе своей работы?
  • Какие существуют стандарты и технологии в работе Компании, вашего структурного подразделения?
  • Как ваши задачи связаны с существующей технологией работы?
  • Какие процессы вам понятны, по каким возникают вопросы?
  • Как вы относитесь к существующей технологии продаж (обслуживания клиентов)?
  • В чем плюсы данной технологии? В чем ее риски?

Блок «Планирование»

  • Считаете ли вы, что можете эффективно организовывать свое время? Как вы обычно организуете свое рабочее время?
  • Как часто вам не хватает времени на решение ваших повседневных задач? По каким причинам так происходит?
  • Расскажите, как Вы расставляете приоритеты дел. На что Вы ориентируетесь?
  • Как Вы обычно справляетесь с большими объемами работы? С чего Вы начинаете? Как Вы добиваетесь того, чтобы все было сделано?
  • У всех у нас в жизни бывают такие периоды, когда просто необходимо уметь совмещать работу и личную жизнь. Приведите пример, когда одновременно, в обеих сферах у вас было очень много дел. Расскажите, как вы действовали в этой ситуации?
  • Сколько времени вы обычно тратите на планирование рабочего дня? Когда вы этим занимаетесь? Как, по-вашему мнению, планирование влияет на результаты работы?

Блок «Готовность брать обязательства»

  • Что для Вас означает термин «управленческая ответственность»?
  • Приведите конкретный пример из Вашей жизни, когда Вы несли ответственность за принятое Вами управленческое решение?
  • Приведите пример из Вашей жизни, когда Вы несли управленческую ответственность за неправильные действия своих подчиненных?
  • Представьте, что руководитель ставит перед вами задачу, с которой вы не совсем согласны, ваши действия?

Блок «Соблюдение договоренностей»

  • Как вы считаете, почему успешный сотрудник может не выполнить поручение руководителя?
  • Бывали ли случаи (на работе), когда вы не выполняли, нарушали достигнутые договоренности?
  • Почему одни сотрудники склонны выполнять принятые процедуры и правила, а другие часто стремиться внести изменения?

Как можно пользоваться данными вопросами:

В своей практике я создала библиотеку вопросов с помощью программы OneNote. Я создала отдельно записную книжку, в которой разместила интерактивные вкладки: общие вопросы, вопросы для управленцев, вопросы для продавцов, для интернет-маркетологов и т.д.

Для подготовки к интервью я выбираю блоки и формирую вопросы, которые мне необходимы для работы с конкретным сотрудником или группой сотрудников.

Этап 3. Ход интервью.

  • Постарайтесь создать обстановку доверия, которая дает возможность сотруднику раскрыться и предоставить вам полную информацию о по заданным вопросам.
  • В начале беседы обсудите результаты производственных показателей сотрудника, и динамику его результатов.
  • Сотрудник сам должен дать оценку своей деятельности!
  • Определите с сотрудником, какие его качества и профессиональные навыки способствовали результату, чего не хватило для достижения поставленной цели по тому или иному показателю.
  • Далее задайте вопросы, обсудите темы, которые подготовили для оценочного собеседования.
  • По итогам диалога с сотрудником, запросите у него обратную связь: как сейчас он оценивает результаты своей работы, какие личные качества и профессиональные компетенции ему нужно развивать.
  • В конце интервью проговорите о том, какую роль в деятельности компании занимает сотрудник, какое значение для компании имеет выполнение или не выполнение поставленных планов и задач.
  • Поблагодарите сотрудника за пройденное интервью.

Примечание: В ходе интервью учитываются следующие факторы

  1. Внешний вид интервьюируемого;
  2. Слова и фразы, которые он повторяет, использует чаще всего;
  3. Стиль разговора и манера общения, интервьюируемого;
  4. Тип референции интервьюируемого (внешняя, внутренняя, смешанная);
  5. Вопросы, над которыми интервьюируемый задумывался дольше всего;
  6. Вопросы, при ответе на которые интервьюируемый «уходил» в сторону;
  7. Вопросы, которые сотрудник задавал в ходе интервью или по его окончанию;

Как обрабатывались результаты интервью и подводились итоги.

Вопросы выбираются только на основе модели компетенций, которая разработана в компании.

По итогам интервью, HR совместно с сотрудником выставляют баллы по блоку. Баллы выставляются от 0 до 5. Критерии для баллов четко сформулированы.

Почему совместно? Моя задача сделать так, чтобы сотрудник понимал свои сильные стороны и осознавал свои зоны роста. Совместная работа обеспечивает принятие задач, которые прописываются руководителю в ИПР.

Оценки проставляются в форму, которая содержит шкалы. Форма разработана в формате Excel. Итоговый балл по блоку — это среднее значение по оценкам, выставленным в каждой шкале.

На графике, с помощью условного форматирования, выделены сильные зоны, зоны риска и зоны развития.

По итогам беседы и полученных аналитических данных создается ИПР, в котором прописаны мероприятия, необходимые для развития компетенций сотрудника.

Пример, как выглядит шкала и график по блоку «Стили лидерства»

Обратите внимание, что в описании добавлена интерпретация по каждому термину.

Автор: Сырых Оксана Михайловна, эксперт в области управления персоналом и автоматизации HR-процессов, сертифицированный коуч-консультант.

Источник: hr-elearning.ru