Главная › Статьи › Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования

Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования

В последнее десятилетие в мире происходит управленческая революция, связанная с возникновением экосистемного подхода. Начавшись с создания венчурных и корпоративных инновационных систем, экосистемный подход активно распространяется во всё новые сферы экономики и жизни общества — в управление здравоохранением, некоммерческим сектором, городским развитием. Не стал исключением и сектор образования.

Современная модель образования, отвечающая технологическим, социальным и экологическим вызовам 21 века, соответствующая требованиям меняющейся экономики и общества, помогающая формировать «навыки будущего» — это гибкое персонализированное обучение на протяжении всей жизни. Такая модель требует новых методов организации, в том числе перехода к цифровым платформам и сетям образовательных возможностей, а также новых подходов к регулированию, построенных на вовлечении всех заинтересованных сторон вместо централизованного директивного регулирования.

В будущем образование будет строиться на интеграции знаний и вовлечении учащихся. Обучение будет тесно связано с реальным миром и его проблемами, будет вовлекать богатую культуру и знания местных сообществ. Эффективная учебная среда будет основываться на постоянном взаимодействии и находить новые способы расширения профессионального, социального и культурного капитала за счёт сотрудничества с семьёй и сообществом, с высшим образованием, бизнесом и использования альтернативных источников знаний. Такая образовательная система будет походить не на промышленный конвейерный завод, а на живую экосистему знаний, где каждый имеет свою экологическую нишу и право на выбор.

Чтобы переход к новой модели образования состоялся, нужна новая модель лидерства — «экосистемное» лидерство. Международный коллектив авторов инициативы Global Education Futures, включающий эксперта Московской школы управления СКОЛКОВО Павла Лукшу, руководителя исследовательского блока HundrED Джессику Спенсер-Кейс и декана Института социальных инноваций Джошуа Кубисту, при поддержке Центра трансформации образования СКОЛКОВО поставил перед собой задачу изучить новый формат лидерства и управления в образовательном секторе.

База

Для изучения поставленных вопросов исследователи проанализировали работу свыше 40 кейсов образовательных экосистем из Европы, США, Латинской Америки, Азии и России и провели глубинные интервью с их лидерами.

Экосистемы, рассмотренные в исследовании, можно разделить на несколько основных групп:

  • Экосистемы, способствующие социальным или культурным инновациям и развитию;
  • Экосистемы, создающие равные и справедливые возможности в условиях разных типов неравенства;
  • Экосистемы, поддерживающие технологические инновации и разработчиков;
  • Экосистемы, способствующие городскому гражданскому развитию и расширяющие возможности горожан в получении образования;
  • Экосистемы, поддерживающие регенеративную экономику совместно с соответствующими биорегиональными экосистемами.

Выводы

А. Экосистемный подход в образовании находится на стадии становления, поэтому консенсус относительно того, что такое «образовательная экосистема», ещë не сложился. При этом лидеры-практики интуитивно ощущают разницу между «экосистемными» и «неэкосистемными» методами управления. Опрос респондентов показал, что чаще других к ключевым характеристикам образовательных экосистем можно отнести многосторонность, сотворчество и целенаправленность.

Б. Образовательные экосистемы определяются как сети взаимосвязанных и разнотипных субъектов, участвующих в процессе обучения / воспитания / развития в течение всей жизни. Образовательные экосистемы объединяют учащихся и сообщества, стремясь к раскрытию их индивидуального и коллективного потенциала. Они разнообразны, динамичны и постоянно эволюционируют. (Конечная) цель образовательных экосистем — создание процветающего будущего для людей, сообществ и планеты.

Экосистемный подход ведет к изменению наших способов учиться, мыслить, жить и действовать на принципах взаимосвязности и сотрудничества. В образовании это позволяет перейти от иерархических систем, основанных на принуждении и насилии, к сетевым моделям совместного добровольного обучения и развития.

В. Команды, занимающиеся формированием образовательных экосистем, всегда работают одновременно с целями на трёх уровнях, которые можно обозначить как цели «3М»: мои, местные, мировые.

К целям личного уровня («моё») относятся личностный рост и собственное благополучие. Важно, что организация любой устойчивой экосистемы — это неотчуждаемый проект, который создается командой организаторов для себя и под себя. В этом принципиальное отличие экосистемных проектов в образовании от большинства «индустриальных», которые создаются «под задачу».

К местным целям относятся те задачи, которые экосистема должна решать на местном уровне — в конкретном регионе или секторе: формирование навыков, расширение локальных образовательных возможностей, развитие сообществ.
Мировые цели — это «миссия» экосистемного проекта, его вклад в большие цивилизационные изменения, связанные с глобальными и планетарными потребностями и задачами, такими как устойчивое развитие, социальная и экономическая справедливость, изменение культуры глобальной цивилизации;

Г. Исследователи определили набор факторов (получивший название ОПОРА), которые необходимо учитывать для успешной реализации экосистемных проектов, а именно: Основные Принципы (или смысл и принципиальные качества экосистемного проекта); Организация (то есть набор норм и правил, по которым организованы экосистемы); Реализация (управленческие методы, применяемые для запуска и развития экосистем); Активы (ресурсы, необходимые для запуска и поддержания экосистемы).

Кроме этого, исследователи описали понятие «жизненного цикла» экосистем — от зарождения через фазы роста и зрелости до фазы угасания или перерождения. На каждой стадии жизненного цикла экосистемных проектов существуют свои требования к компетенциям управленческой команды, физической и информационной инфраструктуре. Зачастую проблемы и даже провалы экосистемных проектов связаны именно с тем, что эта стадийность развития не учитывается.

Д. В то же время запуск и развитие экосистемных проектов — довольно сложная задача. Исследователи выявили типовые проблемы, с которыми сталкиваются экосистемные команды, разделив их на две категории — проблемы внутренних взаимоотношений (дефицит компетенций / способностей у лидеров и членов команды, а также сложности с сотрудничеством) и структурные проблемы (например, недостатки организации, некачественная подготовка стратегии и т.д.). Исследователи подчеркивают, что управленческие проблемы экосистемных проектов, как правило, вторичны — в их основе лежит неумение или неспособность выстраивать доверительные отношения и поддерживать сотрудничество.

Е. Одним из центральных результатов данного исследования можно считать описание феномена экосистемных организаторов или «радетелей» (неологизм, предложенный авторами для перевода термина Thrivalist, используемого в исследовании). «Радетель» — не монолитная роль, а набор, состоящий из пяти различных типов лидерства, которые можно классифицировать исходя из того, как они «плетут» и поддерживают сети взаимоотношений (архетип «Ткачества»), а также по их способности проявлять инициативу и «взращивать» новые проекты (архетип «Садовничества»). Это роли «лидера изменений», «объединителя» (или организатора сообществ и пространств), «рассказчика» (или сторителлера), «мыслителя» (или исследователя-визионера) и «разрабочика» (архитектора / проектировщика).

Решившиеся встать на путь экосистемной трансформации образования должны быть готовы к трудностям. От вас и вашей команды потребуется смелость и стойкость. Возможно, наше поколение даже не застанет плодов своей работы. И всё же мы не видим более благородной и осмысленной цели. В это непростое переходное время нам нужны островки надежды на стабильность и процветание. Образовательным экосистемам предстоит взрастить новое поколение лидеров, возглавляющих переход цивилизации к мирному, но эффективному и гармоничному развитию. И, судя по вдохновлëнным ответам опрошенных нами экосистемных «радетелей», эта цель достижима.

Ж. Авторы завершают исследование определением девяти ключевых принципов, которых должны придерживаться экосистемные проекты, чтобы сохранять и развивать свою «экосистемность». Они также описывают стратегии, которые могут реализовать разные участники образовательной системы — учителя и преподаватели, учащиеся и родители, руководители образовательных учреждений, регуляторы и политики, НКО и благотворительные фонды. В этом смысле исследование — не что иное, как практическое руководство к действию, помогающее практикам образования включиться в «экосистемный переход» уже сегодня.

Cкачать исследование можно здесь

Источник: skolkovo.ru