Главная › Новости › Марк Кукушкин: У кого больше жизненных сил, тот и выживает

Марк Кукушкин: У кого больше жизненных сил, тот и выживает

 
В преддверии третьей «Лиги профессионалов», которая пройдет 17 июня 2016 года, портал «Аспект» запускает серию интервью со спикерами конференции.  Марк Кукушкин, дважды «Бизнес-тренер года» в России (по версии TRAININGS.RU) автор проекта ОТУМКА («Открытый тренерский университет Марка Кукушкина»), старший партнер компаний Best T&D Group и Тренинг-Бутик рассказал, существует ли кризис, что такое «живое» и «мёртвое» в компании, а также зачем нужна душа бизнесу. 
 
– Сейчас как в России, так и в Беларуси непростое время. Его называют по-разному: кто-то кризисом, кто-то турбулентностью, кто-то – штормом. Если говорить о бизнесе, как бы Вы назвали эту ситуацию?
 
– Я бы назвал это турбулентным временем. Ничего неожиданного в этом нет, наоборот – для мировой экономики это абсолютно типичная ситуация. Просто сейчас мы выходим из фазы, в которой мы активно росли и динамично развивались, снижаем темпы роста. Но это вполне нормальная нисходящая фаза цикла, у которого еще были и будут восходящие фазы. В России ситуация усугубляется международными санкциями, негативными экономическими прогнозами, но ничего трагического не происходит.  Фаза нормальная, но кризис глубже, тяжелее, чем было несколько лет назад.  Мне кажется, мы уже научились жить в кризисах. 
 
 
– В этом турбулентном времени – какая роль бизнес-обучения? 
 
– Во-первых, бизнес-обучение может дать пространство для осмысления того, что происходит вокруг. Поскольку любому человеку действительно нужно место и время, в которое мы и осознаем происходящие изменения. И во время стратегических сессий, во время обучения мы не просто осваиваем новые навыки, а пространство обучения становится пространством разговора и осмысления. 
 
Во-вторых, бизнес-обучение может предлагать новые концепции, взгляды и теории.  Мне кажется, задача бизнес-образования сегодня не столько навыковая, сколько мировоззренческая. Нужно предложить другую картину мира, которая и даст новые возможности. Все бизнес-школы, конкурируя друг с другом, предлагают одно: как показать возможность компаниям в этой ситуации не потеряться, выстоять, или даже занять более выгодные позиции. Ряд новых программ, например, коучинговое сопровождение или интерим-менеджмент работают в режиме реального времени. 
 
 
– Что касается будущего выступления, Вы будете говорить о смыслах и о душе в организации. Мы привыкли думать, что управление и организация – это что-то рациональное и очень продуманное. Поэтому тема «души» и «смысла» звучат иррационально. Нет ли тут противоречия?
 
 – Я не соглашусь с тем, что это иррационально, потому что,  как ни странно, смыслом оказываются очень рациональные вещи. К слову, это неплохо показано у Саймона Синека, его модели золотых колец. Коммуникация смысла – вещь очень рациональная. Может, чуть более странно звучит про душу организации, но есть ряд таких феноменов, с которыми мы сталкиваемся, а понимать их нужно не только интеллектуально. 
 
Важно чувствовать: когда мы допускаем наличие смысла и души в организации, мы гораздо более полно и сами вовлекаемся в жизнь компании, глубже вовлекаем других людей. Компании, которые могут создавать и обсуждать смыслы, «наколдовывать» особое пространство, становятся уникальными. Это создание конкурентного преимущества.
 
 
 
– Кроме души и смысла разговор также пойдет о «живых» компаниях. Сейчас много об этом говорят, неужели «мертвыми» стали люди и организации? Почему вообще возникла такая постановка вопроса?
 
– Эпоха турбулентности бросает дополнительный вызов нашим жизненным силам.  Очень часто люди и организации начинают решать возникающие проблемы сугубо рациональными схемами, не пытаясь использовать все жизненные силы организации и ее сотрудников, душу и культуру организации.  Если говорить прагматично, то тот, у кого больше жизненных сил – тот и выживает. И в конечном счете побеждает. Персонально и организационно. 
 
 
Практика показывает, что те компании, которые вкладываются в работу со своим персоналом и культурой, именно через ощущение собственного предназначения оказываются более устойчивыми в кризис, они менее подвержены рассыпанию от разного рода внешних угроз. 
 
Тема «живого» дает возможность буквально выживать и собираться, залечивать раны, находить дополнительные смыслы существования. Очень часто при рационалистическом подходе мы перебираем 3-4 нехитрых стандартных инструмента, а если они не работают – мы должны  отказаться от продолжения бизнеса. В смысле «живого» приходит понимание, что жизнь сама по себе стоит того, чтобы ее проживать. Появляются смысл и предназначение, что умножает кратно силы организации, ее лидеров и сотрудников. 
 
 – В фольклоре есть мотив, когда к чему-то мертвому добавляют живую воду, чтобы привести в чувства. В бизнесе кто или что может сыграть эту роль?
 
– Если вспомнить сказки, то там бывает мертвая и живая вода. На мой взгляд, мертвая вода – и в этом нет ничего уничижительного – это все, что касается структурированности и рациональности. Этим бы я ни в коем случае не пренебрегал, тема «мёртвого» связана со структурой и технологизацией, от этого никуда не деться. Но если мы идем только этим путем, «еще более качественная эксплуатация» или «еще более технологичные схемы управления», то проходим мимо очень важных компонентов организационной жизни. Конкретно – мимо понимания уникальности человека и организации. А вот это как раз и есть живая вода, возможность отвечать на вопросы: «Где болит? Для чего мы живем? Как быть живым?». 
 
Отвечая на вопрос «кто», есть несколько ответов. Для начала – это первые лица, включая топ-менеджмент. Когда «потух» владелец или управленцы,  когда у первых лиц иссякает энергия, это заметно, организация начинает сдавать. В то же время понимание того, что лидеры сами живы и что-то ищут, пробуют, не отказываются и не сдаются, – это дает бизнесу сильный путь. 
 
Принципиальна и роль стейкхолдеров. Умение услышать своих клиентов или местное сообщество – шаг к оживлению организации. Многим лидерам бизнеса знакомо ощущение: мой бизнес не нужен. Но если начать взаимодействовать с окружением, то ответ придет из вне: кто-то просто задаст правильный вопрос или расскажет о смысле твоего существования. 
 
Иногда в качестве такой «зажигалки» выступают внешние люди: спикеры, тренеры, коучи, консультанты. Мы как внешние специалисты выращиваем или обретаем смыслы в коммуникации с людьми компании. Смысл каждой компании уникален. Если попробовать подсунуть смысл извне, то это, на мой взгляд, мертворожденная история. 
 
Возможность для внешнего специалиста – донести маяки, которые могут позволить держаться курса, «показать звезду», путеводные огни. Что есть компании, которые формулируют смыслы и работают с душой организации, и помочь вырастить такие смыслы, а также довести их до реальных практик.  
 
 
 – У конференций сейчас появилось новое звучание: это не только лекции, но и то, что Вы назвали возможность «увидеть маяки».  На Ваш взгляд, почему еще важно и нужно посещать конференции  такого типа, как «Лига профессионалов»?
 
– Во-первых, такие конференции – спрессованное по времени и очень компактное проживание и знакомство с опытом других. Во-вторых, это хороший нетворкинг: на таких конференциях возникают новые связи, новые контакты, иногда из кулуаров выносишь больше, чем с пленарных докладов. В-третьх, это возможность подумать о других. Каждый приходит со своей проблемой и задачей, берет в это путешествие в первую очередь самого себя. Работа над собой начинает происходить прямо во время собственного выступления или участия других. И после глубокого и яркого события ты выходишь другим человеком. 
Минимум  – на таких конференциях можно узнать новые имена, максимум – выйти из ситуации изменившимся, с ответами на собственные вопросы. В голове, в руках, в сердце.
 
Инна Хозеева, Вероника Буслюк