Когда искусственный интеллект (ИИ) внедряется во все большее количество сфер, чрезвычайно важно подготовить трудовые ресурсы к новым условиям и модернизировать систему образования.
Говоря об автоматизации, большинство из нас, вероятно, представляет себе робота на заводской сборочной линии. И в течение нескольких последних десятилетий это было реальной картиной автоматизации, поскольку она сосредотачивалась на замене физического труда человека машинным.
Но этот образ становится все более и более устаревшим. С развитием технологий искусственного интеллекта, автоматизация заменяет людей, только сейчас это происходит преимущественно в когнитивной сфере, нежели в физической.
И это не какое-то отдаленное будущее. Когда в этом году министр финансов США Стивен Мнушин заявил, что ИИ «пока еще не показался на экранах наших радаров», добавив, что он полагает, что пройдет «50 или даже 100 лет», прежде чем люди начнут терять работу из-за ИИ, он все же не совсем прав.
Например, мы видим, что технологические компании нацелены заменить до 50 процентов нынешних сотрудников в финансовом секторе в течение следующих 10 лет. Мы бы рассматривали этот тип рабочих мест как «безопасный» с точки зрения автоматизации всего несколько лет назад.
По мнению исследователей из Университета Оксфорда, 47% сотрудников могут подвергнуться риску потери работы из-за автоматизации, в частности те, кто занят на должностях со средним уровнем необходимой квалификации, таких как кассиры и телемаркетинг. Согласно недавнему отчету McKinsey, небольшой процент рабочих мест будет подвержен риску полной замены машинами, а бОльшая часть рабочих мест подвергнется частичной автоматизации.
Другими словами, мы все в той или иной степени будем ощущать влияние ИИ. А наши навыки не всегда идут в ногу со временем.
Количество навыков межличностного общения и технических навыков, востребованных в большинстве современных компаний, постоянно растет. В то же время, актуальность навыков, которые люди приобретают, сохраняется таковой все меньшее и меньшее время. ИИ только ускоряет эту тенденцию. Мы преодолели порог, когда устаревание навыков происходит быстрее, чем трудовой путь человека.
Вывод: Люди должны адаптироваться быстрее, чем когда-либо. Ведь все эти изменения могут иметь огромные последствия, включая массовую безработицу и колебания в мировой экономике.
Рассмотрим пример: в Соединенных Штатах около 3,5 миллионов водителей грузовиков. Предположим, что грузовая компания смогла модернизировать грузовик за 30 000 долларов, чтобы превратить его в надежный и безопасный автономный автомобиль. Это будут единичные издержки, меньшие, чем годовой оклад водителя грузовика. Как только этот сценарий станет реальным, отрасль, скорее всего, заменит свой автопарк.
И что тогда будут делать эти 3,5 миллиона бывших водителей грузовиков? Как насчет сегодняшних таксистов и водителей Uber или Lyft? На самом деле, весьма вероятно, что у нас на улицах все еще будут водители такси, протестующие против Uber, когда водители Uber начнут протест против автономных транспортных средств.
Однако хорошей новостью является то, что как показали предыдущие технологические революции, эти изменения также создадут новые возможности и совершенно новые виды рабочих мест. В мире потребуется больше людей, которые могут выполнять задания, неподвластные ИИ. Чтобы добиться успеха, нам нужно сделать упор на те области, где люди превосходят роботов.
Реформа в сфере обучения и развитие навыков
Чтобы преуспеть в эпоху робототехники, нам нужен подход к образованию и обучению, основанный на непрерывном обучении и обладающий гибкостью – подход, который подойдет каждому работнику.
К сожалению, наша нынешняя модель образования концентрируется, прежде всего, на обучении молодых людей в начале их карьеры, когда обучение поглощает все их время. Это модель, которая по большому счету строится вокруг понятия «просиженное время»: если вам требуется 40 зачетных кредитов, чтобы выпуститься, вам нужно провести определенное количество часов в классе, слушая профессора. Это нормально, если у вас есть много времени, чтобы провести его таким образом. Но, поскольку ИИ ускоряет потребность в постоянном обновлении навыков, время быстро становится дефицитным товаром.
Итак, каков может быть альтернативный подход?
Одним из направлений может быть изменение того, что люди изучают. Все большей и большей ценностью становится способность видеть связи в кажущихся далекими вещах. Углубление междисциплинарных знаний может подпитывать эти творческие связи; для поддержки этой цели некоторые университеты уже переориентируют свои факультеты на реальные области экономики вместо узких академических дисциплин.
Один из примеров: Университет штата Аризона создал широкий спектр специальностей, ориентированных на реальные потребности в кадрах, такие как «Школа изучения Земли и космоса», в которую входят элементы наук о Земле, астрофизика и экологическая инженерия.
Нам также необходимо изменить взгляд на ответственность за обучение. Когда мы очень молоды, наши родители несут ответственность за наше образование; позже эта ответственность переходит к нашим учителям. Вместо этого нам нужна модель, в которой люди получают поддержку в принятии ответственности за собственное образование на протяжении всей жизни, даже после окончания учебы. Компании должны взять на себя ответственность за постоянное предоставление возможностей для развития своих сотрудников.
Должна быть налажена связь между высшим образованием и рынком труда. Университеты могут решить эту проблему, сосредоточив внимание на навыках, которые действительно востребованы. Частично это может быть достигнуто за счет более тесного партнерства между компаниями и высшими учебными заведениями. Это также можно реализовать, создав больше возможностей для интеграции работы и обучения – например, в виде стажировок.
Упор на оценку практических знаний
Улучшение высшего образования важно, однако в современных условиях необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и после окончания университета. Фактически, взрослые учащиеся, обучающиеся после получения образования, – уже являются одним из наиболее быстрорастущих сегментов в современной системе обучения и развития.
Чтобы удовлетворить потребности этих учащихся, нужно, чтобы образовательные организации перешли на систему обучения реальным навыкам и последующую оценку практической компетентности, а не простое «просиживание» определенного количества часов. При таком подходе учащиеся будут получать сертификат за то, что они на самом деле знают, а не за то, сколько времени они провели в классе.
В целом, обучение не может закончиться с выпуском или окончанием отдельной программы. Чтобы быть конкурентоспособными, компаниям необходимо включиться в этот процесс и самим предоставлять возможности для обучения, поощряя образовательные инициативы сотрудников, чтобы они могли непрерывно приобретать новые навыки, поскольку имеющихся уже недостаточно.
Современный подход, основанный на компетентности, не только позволит сотрудникам овладеть необходимыми и актуальными навыками, но повысит удовлетворенность сотрудников и поможет компаниям в вопросах найма и удержания персонала.
Перевод: Алина Фалинская, тренинговый портал Аспект
Источник: entrepreneur.com