Главная › Статьи › Необязательное обучение — как мотивировать сотрудников

Необязательное обучение — как мотивировать сотрудников

От геймификации до рекламы на корпоративном портале — разбираем эффективные способы мотивировать сотрудников на прохождение необязательных учебных курсов.

Опрос hh.ru показал: 73 % сотрудников уверены в необходимости корпоративного обучения. По результатам другого опроса, от KPMG Academy Russia и CROC Education Solutions, 58 % начинающих специалистов считают, что корпоративное обучение положительно влияет на эффективность работы.

Следовательно, сотрудники понимают важность корпоративного обучения. Но на практике из-за занятости и других факторов их вовлеченность часто оказывается невысокой. Особенно если речь идет о необязательных курсах. Рассказываем, как это исправить.

О важности необязательных курсов

Иногда необязательные курсы никак не связаны с рабочими обязанностями, например, компания может предложить сотрудникам изучать иностранный язык, учиться пению или танцам. Но многие дополнительные курсы развивают soft skills. Например, можно прокачивать лидерские качества, умение управлять эмоциями и работать в команде — такие курсы будут положительно влиять на работу специалиста.

Кроме того, необязательные курсы помогают привлечь сотрудников в программу обучения, которая есть в компании.

Оксана Кухарчук, директор департамента «Корпоративный университет» в «МТС»

Необязательные курсы — развитие креативности или распознавание лжи, например, — это наше желание оставаться интересными. Мы хотим, чтобы сотрудники заходили в систему и продолжали учиться. Такие курсы привлекают и в то же время могут пригодиться в работе. Распознавание лжи — очень полезно для рекрутеров или продажников. Но суть не в том, чтобы стать экспертом по распознаванию лжи. Сотрудник учится читать людей, понимать их реакции.

Елена Киселева, T&D-специалист «Авито»

В 2020 году мы в «Академии» запустили «Avito Компас» — программу, в которой сотрудники могут становиться менторами и помогать коллегам прокачивать навыки и разрешать рабочие проблемы.

На старте мы набирали менторов вручную из знакомых. Проект был камерным, но интерес рос: в листе ожидания у ребят выстраивалась очередь в 20 человек. Сейчас в «Avito Компасе» уже 45 менторов по разным темам (по разработке, менеджменту, личной продуктивности) и около 200 менти.

Программы, которые не связаны с повышением «обязательных» компетенций, вовлекают сотрудников, позволяя развиваться в интересных областях. А это повышает шансы на то, что сотрудник захочет учиться чему-то еще.

Как мотивировать сотрудников проходить обучение

Помимо выполнения рабочих обязанностей, специалисты регулярно проходят обязательные курсы, и на необязательное обучение у них может не хватать времени. Чтобы сотрудники были заинтересованы собственным развитием и завершали необязательные курсы, нужно их мотивировать. Помочь в этом могут интеллектуальные обучающие платформы.

Например, после внедрения системы дистанционного обучения Mirapolis LMS доходимость необязательных курсов в компании «Калуга Астрал» выросла с 20 до 60 %, а популярность некоторых необязательных курсов выросла с 15 до 50 %. При этом до внедрения системы 70 % пользователей-партнеров «Астрал» проходили только обязательные курсы.

Прием для вовлечения № 1: геймификация

Чтобы заинтересовать обучением, в «Астрале» за каждый курс пользователи получают бонусы — в перспективе их можно будет обменивать на реальные товары. Магазин товаров пока не наполнен, так как геймификацию запустили недавно, но вовлеченность уже выросла. Также вместе с обучающимися из курса в курс переходят придуманные герои — это оживляет процесс.

Компания «Деньгимигом» тоже внедрила геймификацию: за успешные результаты в учебе сотрудникам выдают бейджи и игровые баллы. Такие баллы отображаются в личном кабинете сотрудника — отражают прогресс пользователя и стимулируют учиться дальше.

У каждого есть свой статус — «пояс», как в карате, с названием. Белый дается новичку, а черный с желтыми полосками получает гуру-наставник. Рейтинг добавил соревновательности.

В «Эвалар» за успешно пройденные модули начисляют «эваларки». В конце курса их количество подсчитывают, и десяти сотрудникам, которые набрали больше всего «эваларок», вручают корзины с препаратами компании. Это не только мотивирует сотрудников учиться, но и прививает любовь к продукции компании.

Прием для вовлечения № 2: доступ с мобильных устройств

Обычно у сотрудников нет времени на часовые лекции и просмотры видео, поэтому информация должна быть изложена кратко и разбита на небольшие блоки. Так, можно использовать памятки, карточки, материалы формата «вопрос-ответ». Это позволяет быстро находить нужные сведения и учиться даже тогда, когда свободного времени мало. Например, формат микрообучения удобен во время ожидания в очереди или перерыва.

Но для этого необходимо, чтобы доступ к курсам был с любого устройства. 

Прием для вовлечения № 3: реклама курсов на корпоративном портале

Чтобы заинтересовать сотрудников необязательными курсами, информацию важно правильно подать. 

Сеть кафе быстрого и здорового питания «ПРАЙМ» создала корпоративно-образовательный портал, чтобы сократить срок адаптации новых сотрудников, обучить их внутренним стандартам, продемонстрировать ценности компании и создать базу знаний.

Для новых сотрудников в системе повесили баннер, ссылка с которого ведет на страницу со всей необходимой информацией. Также сотрудник автоматически получает приглашение пройти вводный курс — аналогичным образом можно настроить отправку приглашений для необязательных курсов.

Если при разработке курсов, тем более необязательных, пожелания сотрудников будут учитываться, мотивированность их пройти будет выше, чем если курс спустится «сверху».

Прием для вовлечения № 4: мотивация со стороны руководителей

В процессе обучения очень важна роль руководителя, так как он является проводником корпоративной культуры. Если компания заинтересована в развитии сотрудников, то руководитель обязательно должен участвовать в мотивировании.

Руководитель видит информацию о подчиненных, может назначать каждому курс, согласовывать или отменять обучение, отслеживать статус, смотреть результаты и делать по ним выводы.

Доступ к аналитике позволяет принимать решения о том, кого из сотрудников стимулировать, а кого можно перевести на более высокую должность.

Источник: mirapolis.ru