Результаты нового исследования показали, что расположение офиса на верхних этажах здания может повысить готовность к финансовым рискам, поскольку высота позволяет людям чувствовать себя более влиятельными.
Люди, работающие на верхних этажах в офисном здании, более охотно идут на финансовые риски.
Люди полагаются на финансовых менеджеров, врачей и адвокатов, чтобы быть как можно более объективными в принятии решений об инвестициях, здравоохранении и правовых вопросах, но результаты нового исследования показали, что существует еще один неожиданный фактор, определяющий подобный выбор.
В серии экспериментов исследователи обнаружили, что люди, работающие на верхних этажах офисного здания, склонны к бОльшим финансовым рискам. Исследование было опубликовано в онлайн-издании «Журнал психологии потребителя».
«Когда вы поднимаетесь на бОльшую высоту, срабатывает подсознательный эффект, вызывающий ощущение силы», – поясняет автор исследования Сина Эстеки, доктор философии, доцент кафедры маркетинга в бизнес-школе Университета Майами. «Этот прирост ощущения силы приводит к более рискованному поведению».
В ходе экспериментального исследования ученые проанализировали данные из более чем 3000 хедж-фондов по всему миру, на долю которых приходится более 500 миллиардов долларов. Они соотнесли уровень волатильности фонда с расположением офисов этих организаций – от первого до 96-го этажа. Исследователи обнаружили небольшую, но значительную корреляцию между увеличением этажности и волатильностью фонда.
Команда Эстеки также проводила эксперименты, в которых участникам было предложено принять решение о ставках, когда они поднимались или опускались в стеклянном лифте высотного здания. Участники, поднимавшиеся на 72-й этаж, чаще предпочитали рисковую лотерею, в результате можно было получить или большой, или очень маленький выигрыш. Те же, кто спускался, предпочитали более скромную лотерею с умеренными выигрышами схожей величины.
В другом эксперименте участники находились либо на первом, либо на третьем этаже здания университета, и их попросили принять 10 решений с разными уровнями риска и вознаграждениями. Опять же, исследователи обнаружили, что участники с третьего этажа чаще выбирали рискованные варианты, чем их коллеги на первом этаже. Чтобы лучше понять причину такого поведения, участникам было предложено дополнить цепочку слов. Люди на третьем этаже с большей частотой использовали слова, связанные с властью, по сравнению с участниками на первом этаже. Исследователи полагают, что рост числа «влиятельных» ассоциаций , может объяснить, как высота влияет на принятие рисковых решений.
Эстеки предполагает, что высота офисного здания может быть одной из причин, по которым определенные менеджеры хедж-фондов готовы инвестировать в рискованные активы, такие как биткоин, криптовалюта и всемирная платежная система, характеризующиеся большой волатильностью. Хотя это исследование было ограничено рамками финансовой сферы, дальнейшие эксперименты могли бы показать, влияет ли подсознательный эффект, появляющийся на высоте, на других специалистов, таких как врачи, когда выбирают лечение для пациентов, говорит Эстеки. В другом эксперименте он обнаружил, что люди были более открыты к рискованным ощущениям при дегустации незнакомой пищи, когда они находились на более высоком этаже.
Хотя результаты этих экспериментов могут вызывать тревогу у потребителей, которые полагаются на себя или обращаются к экспертам, чтобы сделать рациональный выбор, эффект высоты исчез, когда участникам рассказали о том, что этажность влияет на поведение, объясняет Эстеки. Эффект также не проявлялся, когда люди не могли видеть, что они находятся на более высоком этаже, например, в кабинетах без окон.
«Важным уроком является то, что, когда люди осознают потенциальное влияние высоты, этого больше не происходит», – говорит Эстеки. «Мозг очень восприимчив к подобным ситуационным факторам, но также успешно может справляться с ними, поэтому осознание может помочь нам быть более рациональными в принятии решений».
Перевод: Алина Фалинская, тренинговый портал Аспект
Источник: sciencedaily.com