Обучать сотрудников тонкостям работы с людьми, документами и идеями в постоянно меняющемся мире – это вызов для HR-подразделений и всей компании.
Особенно остро стоит вопрос обучения в бизнесах с большой командой. Как будут меняться корпоративные университеты в ближайшие 10-20 лет? Мой опыт в этой сфере позволяет сделать следующие предположения.
Во-первых, продолжит меняться ключевая идея и предназначение обучения. Первые корпоративные университеты появились в украинских компаниях в первой половине 2000-х, и это были рудименты системного обучения. Университетом называли учебные центры, где обучали базовым процессам и продуктам, управленческие программы от бизнес-школ, курсы от внешних тренеров.
Тогда их суть сводилась к тому, чтобы обучать сотрудников стандартам работы в компании и softs skills – лидерству, тайм-менеджменту, ведению переговоров. Со временем формула изменилась: университеты перестали быть учебными заведениями в чистом виде. Сейчас они постепенно становятся корпоративными think tanks – инкубаторами идей, где команда компании анализирует проблемные места в работе и превращает решения в стандарт для всей сети. И именно это является задачей современного университета. Более того, часто на его базе генерируются инновации.
В качестве примера приведу корпоративный университет «Нова пошта», где мы обсуждали и разрабатывали решения по устранению очередей в отделениях. Это часть управления изменениями, поскольку из-за постоянного роста компании внутренние процессы нужно постоянно адаптировать к изменениям в инфраструктуре. Здесь важна синергия между преподавателями и теми сотрудниками, которые знают все нюансы операционки, поэтому они работали вместе.
Второе – обучение будет демократичнее. Постепенно исчезнет явное лидерство тренеров, которые перейдут с позиции обучающего к позиции взаимодействующего. Новые требования к тренерам – отлично владеть и материалом, и техниками взаимодействующих коммуникаций. Все будет, как в футболе – профи, достигшие предела роста, будут изучать технологии обучения и переквалифицируются в тренеров.
В корпоративном университете будущего будут действовать принципы наставничества, менторства и коучинга одновременно. Тренеры и сотрудники компаний в тесной связке будут искать новые решения для бизнеса и вместе их реализовывать. В корпоративном университете «Нова пошта» этот тренд уже углубляется.
Третье – корпоративное обучение в Украине будет двигаться в сторону профессиональных стандартов и сертификации сотрудников на соответствие этим стандартам. При этом людей не нужно будет дополнительно мотивировать, потому что занять должность можно будет только при наличии сертификата. А получить его можно будет только после сдачи квалификационного экзамена. Сейчас в Украине модель только зарождается, но я уверен в ее перспективности. В первую очередь потому, что благодаря ей можно ощутимо повысить эффективность персонала компании по отношению к рынку и отрасли в целом.
И последнее: обучение персонала все больше будет требовать от собственников бизнеса воли и готовности в него инвестировать. Мировая практика показывает, что корпоративный университет неизбежно должен пройти все стадии развития: работа по типовым программам — объединение обучения и бизнес-процессов — разработка решений для бизнеса. И как раз основные инвестиции идут на то, чтобы создавать методики и развивать компетенцию через обучение решать бизнес-задачи. Поэтому корпоративным университетам будущего нужны будут не столько деньги, сколько управленческая воля собственников и HR-директоров.
Владимир Маличевский
вице-президент Корпоративного университета Нова пошта
Источник: biz.nv.ua