Главная › Статьи › Какие бывают формы онлайн-обучения

Какие бывают формы онлайн-обучения

Чем дистанционное обучение отличается от электронного, а гибридное от смешанного.

Онлайн-обучение активно развивается, терминология, казалось бы, устоялась, но многие до сих пор путают электронное обучение и дистанционное, гибридное и смешанное. Попробуем разобраться в этих понятиях и расскажем, чем они отличаются.

 

О методах взаимодействия в онлайне

Для начала разберемся в методах взаимодействия тренера (преподавателя, тьютора) и аудитории (сотрудники, ученики, студенты). Учиться в онлайне, как и в офлайне, можно синхронно и асинхронно.

Асинхронное обучение
Это самостоятельное изучение учебных материалов, когда обучающийся занимается в удобное ему время и не контактирует с преподавателем напрямую. Классический пример асинхронного обучения — заочное обучение.

Примеры асинхронного обучения. Онлайн-курсы, обучающие блоги, видеозаписи лекций, тесты, чат-боты, имейл-рассылка и т. д.

Синхронное обучение
А это занятия в реальном времени, когда встреча группы и тренера проходит лицом к лицу. Все одновременно находятся в одном месте, участвуют в дискуссии и отрабатывают навыки.

Примеры синхронного обучения. Вообще в онлайне под синхронным обучением понимают вебинары и тренинги. Однако между ними есть важное различие.

Вебинары — это в большинстве случаев онлайн-трансляции лекций, где обучающиеся могут только писать в чат вопросы и комментарии. Такая модель не может считаться полноценным синхронным обучением. Да, они находятся в одно время и в одном месте, но тренер не может оценивать реакцию слушателей и контролировать обучение. Отвлекаются ли участники на другие вкладки, насколько они вовлечены — эти данные, привычные для синхронного обучения, преподаватель получить не может.

Онлайн-тренинги — навыковое обучение, которое требует максимум вовлеченности. Этот вариант гораздо ближе к очному обучению, чем вебинары, потому что исключает трансляции монологов и «говорящие головы». Участники онлайн-тренингов должны сразу отрабатывать задания под контролем тренера. Из-за этой особенности долгое время считалось, что синхронные тренинги в онлайне проводить невозможно. Развитие технологий и массовый переход компаний на удаленный формат в 2020 году показали, что это не так. В онлайне можно эффективно работать, контролировать вовлеченность участников, масштабировать стандарты, анализировать качество проведенных тренингов. Главное — выбирать правильные инструменты.

 

E-learning — электронное обучение

Это обучение с помощью интернета и цифровых технологий. То есть любые занятия на компьютере, планшете или мобильном телефоне будут считаться электронным обучением.

Электронное обучение часто путают с дистанционной формой, но это не одно и то же. В отличие от дистанционного, электронное может быть еще и очным, в офлайне. Например, когда группа отрабатывает задание на компьютерах при личном присутствии тьютора. Поэтому считать эти форматы синонимами нельзя.

Зато можно сказать, что современное дистанционное обучение — это вид электронного, так как для занятий используются компьютеры, смартфоны и планшеты. Обучение на расстоянии сегодня крепко связано с онлайном и цифровыми технологиями, поэтому со временем дистанционка может полностью слиться с электронным обучением.

В корпоративном обучении. E-learning сначала использовали как дополнение к офлайну: создавали лонгриды, загружали обучающие материалы на компьютеры, пересылали по электронной почте файлы с заданиями, связывались с преподавателями. Но со временем формат вырос в самостоятельный, причем не только с асинхронным взаимодействием, но и синхронным.

 

D-learning — дистанционное обучение

Формат, в котором тренер и группа взаимодействуют друг с другом на расстоянии. Характерная черта дистанционки — наличие обратной связи, которая может быть как синхронной (мгновенной), так и асинхронной (с задержкой). Вебинары, онлайн-тренинги, видеокурсы, чат-боты, тесты, мобильные тренинги, онлайн-курсы, VR/AR — это все разные варианты дистанционного обучения.

Современное дистанционное обучение ориентировано на онлайн и использует цифровые технологии, хотя раньше у него были и другие формы. Его развитие привело к появлению новых требований. Как технических — наличие у обучающегося компьютера, видеокамеры, микрофона, колонок, наушников, смартфона или другой необходимой техники. Так и культурных — знание правил цифрового этикета.

В корпоративном обучении. Массовый переход компаний в онлайн в 2020 году сильно ускорил развитие корпоративного дистанционного обучения. Тренеры и сотрудники подстроились под новые условия, научились учить и учиться дистанционно и поняли, что дистанционное обучение во многом может быть не хуже очного. А HRD и T&D увидели возможность быстро масштабировать стандарты, экономя время и деньги.

 

Blended Learning — смешанное обучение

С приходом электронного обучения занятия в учебных классах и аудиториях стали миксовать с заданиями, тестами и курсами на компьютерах. Такое стало возможным благодаря появлению систем управления обучением — LMS (Learning Management System). Это платформы и приложения, где можно делать курсы, загружать готовые презентации и видео, следить за расписанием и отслеживать процент выполнения заданий.

В корпоративном обучении. Доля онлайна по сравнению с офлайном в стратегиях смешанного обучения поначалу была небольшой: примерно 80% очных тренингов против 20% асинхронных курсов для самостоятельного изучения на компьютере. Но в 2020 году, когда компании были вынуждены переносить обучение на удаленку, это соотношение значительно изменилось. И если раньше в онлайн уводили только «хардовые» навыки, а «софты» отрабатывали в офлайне, то сейчас, благодаря профессиональным цифровым платформам, hard skills и soft skills можно отрабатывать и в онлайне. Количество онлайн-активностей в стратегиях смешанного обучения теперь только растет.

 

Hybrid learning — гибридное обучение

Это обучение в онлайне и офлайне одновременно. Когда часть группы присутствует на занятии лично, а часть — дистанционно. Тьютор (тренер, преподаватель) находится с обучающимися в аудитории и транслирует лекцию или тренинг в онлайне. Причем не просто показывает, а полноценно обучает всех участников. Контролирует уровень вовлеченности, задает вопросы, оценивает ответы.

Смешанное обучение часто путают с гибридным, поэтому можно встретить употребление этих понятий как синонимов. Но это разные форматы.

При смешанном обучении вся группа последовательно занимается в офлайне и онлайне. Например, перед очным тренингом самостоятельно изучает электронные материалы по теме. При гибридном обучении офлайн и онлайн существуют параллельно, участники могут присутствовать на занятии как лично, так и дистанционно.

В корпоративном обучении. Занятия проводят в гибридных классах, их можно посещать как лично, так и через онлайн-платформы. Структура класса зависит от задач курса и потребностей конкретной группы: лекции, дискуссионные клубы. Так же и с инструментами — можно выбрать виртуальные комнаты, сессионные залы, флипчарты, интерактивные рабочие тетради, чаты, демонстрацию или синхронизацию экранов.

Источник: trainingspace.online