Главная › Статьи › Как внедрить онлайн-обучение с нуля за год в промышленной компании

Как внедрить онлайн-обучение с нуля за год в промышленной компании

Что делать, если за два года появилось 1800 новых сотрудников, а в компании нет налаженной системы обучения?

Компания «Современные горные технологии» на рынке уже более 10 лет, и в компании не было централизованной системы обучения. Коллектив изначально был небольшой, компетенции сотрудников не вызывали у руководства сомнений. В последние несколько лет мы сильно выросли: начали сотрудничать с крупнейшими горными компаниями России: «РМК», «ЯкутУголь», «Петропавловск» и другими, открыли новые подразделения, набрали сотрудников.

Одна из главных потребностей любого быстрорастущего бизнеса — передать знания и актуальную экспертизу новым сотрудникам. С 2018 года каждый месяц штат компании стабильно увеличивается на 180-200 новых сотрудников. Например, в 2014 году в одном производственном подразделении компании могли трудиться чуть более 100 сотрудников, в 2017 году эта цифра возросла до 450. Сегодня количество сотрудников в некоторых подразделениях превышает 1 000 человек. За период с 2015 года по настоящее время штат компании вырос в семь раз.

В условиях такого экстремального роста необходимо было подобрать решение, которое эффективно и в сжатые сроки масштабирует экспертизу на всех сотрудников, при том, что география деятельности компании «Современные горные технологии» охватывает регионы от Южного Урала до Якутии, а разные часовые пояса ограничивают полноценный рабочий день.

Поиск решения
Мы быстро поняли, что невозможно силами одного учебного центра в очном формате закрыть потребность в качественном обучении сотрудников. Хотя в самом начале, когда задумались о разработке собственной программы обучения, предприняли несколько таких попыток. Так наша компания сотрудничает с ведущими горными институтами Екатеринбурга и Кузбасса. Совместно с ведущими отраслевыми вузами мы разработали программу повышения квалификации лиц горного надзора и программу стажировок по обмену управленческим опытом в организации ведения горных работ.

Эти программы были рассчитаны на руководящий состав и ведущих специалистов компании. Оставался неохваченным целый пласт рабочего персонала, стратегически значимого для развития бизнеса. От того, кто сядет за рычаги горного оборудования зависит не только его правильная эксплуатация, но и производительность труда. Ошибки в нашем бизнесе действительно дорого обходятся: стоимость одной единицы техники начинается от $1 млн, а в случае серьезной поломки это еще и не компенсируемый простой и срыв рабочего плана.

К идее дистанционного обучения пришли в декабре 2018 года. Искали решение для нашей ситуации и увидели, что другие компании активно используют онлайн-обучение. Спустя месяц наняли на работу сотрудника учебного центра, которая должна была воплотить в жизнь нашу новую систему обучения. В начале февраля 2019 года приобрели платформу, о которой неоднократно встречали хорошие отзывы.

Мы изучали другие платформы СДО (система дистанционного обучения), выбрали по простоте эксплуатации и с возможностью масштабирования под наши потребности. Важно наличие мобильного приложения и курсов: можно проходить обучение с телефона — это актуально для работников на межвахте.

Первые шаги в онлайн

Мы разработали план-график запуска проекта и согласовали бюджет. А дальше? Дальше мы столкнулись с нехваткой методической информации по эксплуатации горной техники, которую пришлось буквально собирать по крупицам. Необходимо было выявить пул экспертов, которые могли бы оперативно править обучающий контент и делать акценты на приоритетных в работе моментах. Например, для нас важно было донести до сотрудников такую информацию, как правильно выбрать режим работы техники для экономного расхода дизельного топлива, как проводить ежедневный технический осмотр по чек-листу, какие существуют требования к давлению в шинах и многое другое.

В качестве экспертов мы привлекли главных и старших механиков проектов, напрямую работающих с конкретными видами техники, главного инженера предприятия, директора по ремонтам и эксплуатации горного оборудования, директора по производству, заместителя генерального директора по ОТ и ТБ. Они, помимо своей основной работы, в срочном режиме ночами, где-то в пути читали и согласовывали проекты учебных курсов.

К разработке курсов присоединились также наши российские и зарубежные партнерские предприятия. Отдельно хотелось бы отметить работу экспертов компании «Майнинг Солюшнс» и сотрудников «Горно-Рудные технологии» (Казахстан).

В итоге во всем процессе внедрения онлайн-обучения самой большой удачей можно считать команду, которая собралась стихийно при разработке курсов. Наша рабочая группа буквально с нуля создавала нечто новое и особенное для горнодобывающего бизнеса: осваивала навык сторителлинга, верстки курсов, делала необходимые фотографии, училась управлять квадрокоптером и озвучивать курсы. И все это в условиях очень ограниченного времени.

Помимо создания курсов по правильной и безопасной эксплуатации горного оборудования, нам удалось привести к единому стандарту такие рабочие процессы, как оформление кадровой документации и ведение табельного учета при вахтовом методе работы.

Всего мы разработали 16 курсов, из них пять прошли повторное редактирование на основе обратной связи производственников. Нас, в частности, просили сделать упор на безопасности, добавить слайды по поведению в экстренных ситуациях, например, что делать, если загорелся экскаватор. Для подобных случаев мы прописали в курсе четкий алгоритм действий работника.

Первые результаты

Сейчас прошел год с момента создания онлайн учебного центра и можно подвести предварительные итоги:

  • Разработано 16 онлайн-курсов по основным позициям горной техники (автосамосвалы и экскаваторный парк).
  • Обучение прошли 896 сотрудников — это 74,66% от утвержденного плана.
  • Уровень знаний с входной оценки в среднем с 82% повысился до 97% по результатам контрольной проверки.
  • По данным программы VHMS (Vehicle Health Monitoring System), в конце 2019 года в сравнении с его началом, при эксплуатации горного оборудования количество ошибок снизилось на 29,63%.
  • Внедрили входное тестирование для кандидатов при приеме на работу. Это позволило существенно повысить качество найма персонала.
  • Собрали в единую базу всю необходимую информацию в оптимальном для обучения формате. Например, руководство по эксплуатации гидравлического экскаватора Komatsu PC 1260 содержит более 600 страниц, методическое учебное пособие — 76 страниц, а продолжительность онлайн курса составляет всего 1,5 часа.

Конечно, не обошлось и без ошибок. Например, при проведении онлайн-тестирования был выявлен факт фальсификации результатов. Для компании недопустим подобный проступок, сотрудник, подделавший результаты теста, был уволен. Так мы стали проводить итоговое тестирование в присутствии сотрудника учебного центра и/или инженера по охране труда.

Руководители далеко не всегда обладают необходимым временем для реализации проектов по обучению. Чтобы стимулировать их к более активному участию, мы разработали программу мотивации ответственного за обучение сотрудника. При выполнении норматива по количеству обученных, а также после проведения проверки знаний, он получает дополнительную премию.

Интерфейс личного кабинета обучающегося при работе на ноутбуке или персональном компьютере.

Сейчас мы продолжаем совершенствовать существующие курсы. К примеру, в планах сделать ролик с правилами проведения ежедневного технического осмотра. В течение 2020 года мы хотим создать курсы по всей нашей горной технике, и привязать результаты обучения к системе мотивации сотрудников.

Автор: Наталья Денисова, Директор по персоналу Современные горные технологии» (Кемерово)

Источник: e-xecutive.ru