Ставим задачу и собираем данные
Обязательное корпоративное обучение — основа адаптации новичков и развития опытных сотрудников. Если оно интересное, учащиеся схватят знания целиком. Скучное — отмучают и запомнят частями. Рассказали, как делать интересный контент. Первый шаг — постановка задачи и сбор данных.
Почему это важный этап
Если не разобраться с целями и условиями обучения, программы и курсы будут как неуправляемые ракеты — мощные, но летят неизвестно куда. Изучение условий задачи и прогнозируемых результатов задаёт этим ракетам нужную траекторию.
На этапе постановки задачи и сбора данных T&D понимает ключевые цели, формирует способы их достижения и находит эффективные способы вовлечения в контент
Работа на этапе постановки задач и сбора данных может строиться по-разному. Последовательность шагов зависит от компании, ее структуры и стратегии бизнеса и обучения.
Говорим с бизнесом и заказчиками обучения
Координаты нужного курса всегда находятся у бизнеса. Независимо от того, кто заказывает программу. Поэтому сначала синхронизируем задачи по обучению с бизнес-задачами. Иначе можно потратить силы на разработку концепта, а потом прийти с ним к фаундерам и узнать, что эта программа не соответствует стратегии компании.
Основные заказчики обучения:
- Бизнес — ждет результат, который улучшит финансовые показатели компании. Главный источник информации по ключевым задачам.
- Спонсоры — руководители дирекций, направлений, отделов. Хотят, чтобы сотрудники работали эффективнее.
Чего хочет бизнес
Зарабатывать деньги. Если какие-то цифровые инструменты будут улучшать бизнес-процессы — учим сотрудников ими пользоваться. Нужно ускорить продажи — адаптируем менеджеров-новичков так, чтобы они были эффективными уже с первых дней работы. Планируется экономия на издержках — сокращаем командировки в офлайне и увеличиваем долю онлайн-тренингов. Задачи могут быть самыми разными. Обучение должно быть к ним привязано. Сначала формируем ожидаемые бизнес-результаты, после — цели обучения, которые должны быть к ним привязаны. Чтобы четко понимать, какую пользу бизнесу принесет обучение.
Если программы и курсы не подстроены под бизнес-задачи, обучаемые сотрудники могут столкнуться с тем, что тренер будет рассказывать одно, а руководитель — спрашивать другое. Между обучением и реальными задачами возникнет большая пропасть. Учиться станет неинтересно, да еще и удовлетворенность работой снизится.
Обучение должно быть привязано к бизнес-задачам
О чем расскажут руководители
У руководителей свои ожидания от обучения сотрудников. Они отвечают за работу отделов и нацелены на конкретные показатели. Еще у них можно узнать, как строится работа внутри отделов и взаимодействуют сотрудники. Говорить с руководителями полезно независимо от того, кто заказывает обучение.
Если программа обучения планируется для руководителей, пожелания по их развитию расскажет бизнес.
Оцениваем аудиторию
Кого учить, как учат сейчас, что уже знают и умеют пользователи. «Кто будет учиться?» и «Как сотрудникам комфортнее учиться?» — главные вопросы этого шага.
Изучаем ситуацию в компании
От вчерашних студентов до опытных экспертов кадрового резерва — аудитория может быть самой разной. Уровень знаний и навыков тоже может различаться, причём у коллег с одинаковыми задачами. В одно и то же профессиональное понятие два разных человека могут вкладывать разный смысл. Исследования помогают понять, какие проблемы есть сейчас, чего не хватает одним сотрудникам, а какую информацию уже «переросли» другие.
Примеры вопросов для изучения целевой аудитории
- Возраст.
- Место жительства.
- Образование.
- Должность.
- Опыт работы в релевантной сфере.
- Ожидания от работодателя.
- Лояльность компании.
- Что важно в работе.
- Через какие средства связи общаются с коллегами: телефон, электронная почта, мессенджеры.
- Какие цифровые инструменты используют в работе.
- Чему хотели бы научиться.
- Ожидания от обучения.
Сначала собираем общие данные, а потом сортируем их, чтобы определить основные целевые группы пользователей.
Примеры целевых групп
- По должностям: менеджеры по продажам, сотрудники техподдержки, аккаунт-менеджеры, руководители.
- По опыту: новички, сотрудники со стажем до года, опытные сотрудники со стажем больше года, кадровый резерв.
- По возрасту: 18−25 лет, 26−35 лет, 36−50 лет, 50+ лет.
Опрашивать можно не только целевых сотрудников, но и тех, кто с ними взаимодействует — техподдержку, работников соседних отделов, клиентов. Чем больше данных будет у T&D, тем персонализированнее, интереснее и эффективнее получится обучение.
Изучаем пользовательский опыт
Кроме информации о пользователях нужны данные об их взаимодействии с контентом. Как на работе, так и вне работы. Так вы узнаете самые популярные форматы подачи информации. Их можно будет использовать в обучении.
Примеры вопросов сотрудникам для изучения пользовательского опыта:
- Чему доверяют в обучении.
- Чего в обучении не хватает сейчас.
- Как общаются в обычной жизни.
- Как занимаются самостоятельно.
- Какие форматы предпочитают: видео, аудио, по сколько минут, в игровой форме или нет, тесты, лонгриды.
- Какими соцсетями пользуются, какие сайты читают.
«Как учатся?» и «Как любят учиться?» — главные вопросы второго шага
Что в итоге
Рынок, а вместе с ним и бизнес-задачи меняются очень быстро. И чтобы держать руку на пульсе и попадать в ожидания фаундеров, важно строить обучение от потребностей бизнеса. Иначе программы и курсы полетят не туда, куда нужно.
Меняется и целевая аудитория. Сотрудники всех возрастов сидят в социальных сетях, смотрят ролики на ютубе, переписываться в мессенджерах. Поглощают контент в коротких и средних форматах, где все заточено под целевую аудиторию. Поэтому долгие программы обучения и объемные материалы им неинтересны. Все хотят учиться быстро, просто, в два клика.
Четкая постановка задач и глубинные исследования помогают разобраться, что нужно бизнесу и чего не хватает сотрудникам. Так создается эффективное обучение, которое вовлекает и дает результат. Ведь обучение, которое интересно пользователям, всегда будет эффективнее обучения, которое навязано им сверху.
Источник: trainingspace.online