Специалисты в сфере лидерства и организационного менеджмента Чэнь Чжан, Кристофер Г. Майерс и Дэвид М. Майер, выявили альтернативный способ успешно противостоять стрессу.
Напряжение. Тревога. Истощенность. Упадок сил. Это те состояния, в которых многие сотрудники пребывают на работе из-за стрессоров, таких как сверхурочная занятость, постоянные трудности при решении рабочих вопросов, необходимость делать больше с меньшим количеством ресурсов и т. д. Практика показывает, что такое стрессовое состояние, становится причиной непрофессионального поведения, снижает эффективность принимаемых решений и приводит к хроническому истощению и выгоранию, что, в свою очередь, негативно сказывается на личной и организационной продуктивности.
Обычно люди пытаются справиться со стрессом двумя способами. Один из них заключается в том, чтобы «просто забыть и идти дальше» – и сосредоточиться на выполнении текущей работы. Многие люди часто склонны «действовать, не задумываясь» и хотят быстро найти решение; они гордятся своим упорством и могут продолжать работать, несмотря на стресс и усталость.
Вторая тактика – «отступление» – временно отключиться от работы и уйти из стрессовой среды. В ходе продолжительных исследований, обнаружилось, что как расслабляющие, так и активные перерывы могут создавать положительные эмоции и повысить энергичность. Становится понятным, почему «объекты отдыха», такие как комнаты для сна, оборудование для тренировок и развлекательные зоны, так популярны во многих компаниях.
К сожалению, как «подавление», так и «уход» таят в себе подводные камни. Исследования показали, что наша способность справляться с большими нагрузками ограничена. Если мы будем продолжать прикладывать усилия в этом направлении, то накопленные стресс и усталость приведут к истощению и снижению производительности. И хотя перерывы в работе могут создать временное облегчение, они не затрагивает сути проблемы, которая изначально вызывает стресс. Когда мы возвращаемся после перерыва, мы не только сталкиваемся с теми же проблемами, но ощущаем еще большую вину и беспокойство.
Так что же еще могут предпринять сотрудники, чтобы смягчить последствия стресса?
Исследователи Чэнь Чжан, Кристофер Г. Майерс и Давид М. Майер предлагают третий вариант: сосредоточиться на обучении. Он подразумевает приобретение нового навыка, получение новой информации или решение интеллектуальных задач. Два исследовательских проекта, в одном из которых принимали участие сотрудники из разных отраслей и организаций, а в другом – медицинские работники, показали, что участие в учебных мероприятиях может уберечь работников от последствий стресса, таких как негативные эмоции, неэтичное поведение и выгорание.
Обучение рассматривалось в качестве стресс-буфера, потому что оно помогает работникам создавать ценные инструментальные и психологические ресурсы. Инструментально обучение дает нам новую информацию и знания, которые могут быть полезны для решения актуальных проблем; оно также формирует навыки и возможности для противостояния стрессу или даже его предотвращения. Психологически, рефлексия о том, что мы знаем и чему научились, помогает нам развивать чувства компетентности и самоэффективности (чувство, что мы способны достичь целей и добиться большего). Обучение также помогает нам не забывать об основной цели – росте и развитии. Таким образом, мы можем увидеть, что мы постоянно совершенствуемся и развиваемся, а не зацикливаемся на ограниченных возможностях. Эти психологические ресурсы позволяют нам повысить устойчивость перед лицом стрессоров.
Обоснования подхода «снижение стресса через обучение»
В двух дополнительных исследованиях, связанных со стрессом на рабочем месте, приняли участие более 300 сотрудников из разных организаций и отраслей. Предыдущий опыт показал, что перед лицом стресса люди склонны к неэтичному поведению (например, могут грубить коллегам), поэтому была поставлена задача проанализировать изучение нового и перерывы в работе в качестве двух возможных способов решения этой проблемы. В первом исследовании использовались ежедневные опросы для отслеживания чувств и поведения сотрудников на рабочем месте в течение двух недель; во втором – парные опросы, чтобы связать действия и чувства сотрудников с тем, что наблюдали исследователи. В обоих случаях сотрудники сообщали о том, насколько они погружены в изучение чего-то нового, а также, как они отдыхают (например, прогуливаются или читают новости в интеренете).
Первое исследование показало, что перед лицом стресса сотрудники испытывали меньше отрицательных эмоций и вели себя более корректно (например, доброжелательнее относились к коллегам) в те дни, когда они много времени уделяли обучению. Аналогичным образом, во втором исследовании больших результатов добились люди, которые, по сравнению с другими, больше времени уделяли учебной деятельности.
Расслабляющая же деятельность, напротив, не смягчала пагубные последствия стресса – сотрудники испытывали одинаковые уровни отрицательных эмоций и вели себя также агрессивно, как когда они делали больше расслабляющих перерывов, по сравнению с другими днями (исследование 1) и другими людьми (исследование 2). Таким образом, релаксация оказалась не столь эффективным буфером стресса, как обучение.
Буферный эффект обучения был дополнительно проиллюстрирован в исследовании, проведенном при участии медперсонала, чья работа связана с напряженной заботой о пациентах в критическом состоянии при ненормированном рабочем дне с небольшими перерывами. В ответ на растущую проблему выгорания врачей было опрошено около 80 медиков из Университета Джона Хопкинса. Анализ показал, что работники, полагавшие, что их команда значительное время уделяет совершенствованию навыков, показали значительно более низкий уровень выгорания. Эта корреляция между командным обучением и снижением выгорания была особенно ярко выражена для сотрудников, которые не ставили в приоритет задачу освоить что-то новое. Это говорит о том, что работа в команде, в которой учатся другие, также может помочь предотвратить негативные последствия стресса, даже (и особенно) для тех, кто не так склонен к постоянному совершенствованию своих навыков.
Стратегическое использование обучения в работе
Что конкретно вы можете сделать, чтобы больше обучаться, когда сталкиваетесь со стрессом на работе?
Начните с внутренних изменений. Практикуйте новые интерпретации стрессовых ситуаций в вашем сознании. Когда возникает стресс, измените восприятие с «это стрессовая работа / ситуация» на «это сложная, но полезная возможность поучиться чему-то новому». Переосмыслив стрессовые моменты, вы меняете свое мышление и начинаете ориентироваться на рост, развитие и достижение долгосрочных целей.
Во-вторых, работайте и учитесь вместе с другими. Вместо того, чтобы бороться со стрессом только в собственной голове, попробуйте получить помощь от других. Обсуждение проблем с коллегами может выявить скрытые идеи, как из опыта других, так и в ходе дискуссии.
В-третьих, превратите обучение в новый тип отдыха. Помимо перерывов на отдых – коротких, например, медитации, либо более длинных, например, выходные дни, – обучение само по себе переключает внимание с повседневных рабочих задач. Это может показаться простым ментальным ребрендингом, но если учебная деятельность позволяет отвлечься от тех усилий, которые вы используете в обычных действиях (например, подсчеты, взаимодействие с клиентами), и если эта деятельность также соответствует вашим внутренним интересам, она может обогатить вас психологически. Взгляд на обучение как «дополнительную работу» делает его менее привлекательным в напряженной ситуации, но отношение к нему как к форме передышки может повысить его привлекательность и создать позитивный и приятный опыт.
Разнообразная учебная активность может стать альтернативным способом буферизации негативных последствий стресса на работе. В то же время нет необходимости ждать, когда возникнет стресс, прежде чем искать возможности для обучения. Даже без насущных проблем обучение как важная часть профессиональной деятельности поможет вам создать личные ресурс и запас прочности, позволяющий успешно противостоять возможным стрессам на рабочем месте.
Перевод: Алина Фалинская, тренинговый портал Аспект
Источник: https://hbr.org/2018/09/to-cope-with-stress-try-learning-something-new