Главная › Статьи › Как обучать современных лидеров

Как обучать современных лидеров

Кто такие эти современные лидеры цифрового времени и как их учить? Узнали в клубе «T&D наизнанку»

В 2020 году компании вынужденно перешли на удаленку, и разрыв между онлайном и офлайном резко сократился. После этих событий мы узнали три вещи:

  • всем давно пора полюбить технологии;
  • выживают те команды, в которых руководитель слышит сотрудников;
  • балом правит гибкий подход.

Так какие же компетенции теперь нужны современному лидеру, чтобы подстроиться под изменчивый мир и привести команду к успеху? Как развивать эти качества в руководителях компании? С чего начать? Разобрались и рассказали вам.

Материал собран на основе обсуждений на майской встрече клуба «T&D наизнанку». 

Современный лидер — это какой

Сотрудники перестали бояться веб-камер, научились пользоваться цифровыми инструментами и поняли, что удаленная работа имеет свои преимущества. Например, в компании Apple сотрудники отказались возвращаться в офисы даже на три дня в неделю, в Google оставят на полной удаленке 20% сотрудников, а Mail.ru полностью переходит на гибридный режим работы и переоборудует офисы в коворкинг-пространства.

Изменилось поведение сотрудников — изменились и компетенции руководителя. И вот ключевые из них.

Работает в разных форматах
Гибкий подход к работе стал нормой, и современный лидер это понимает. Он может ловко управлять командами как на удаленке, так и в гибридном режиме, когда часть сотрудников работает в офисе, а часть — дома. Уровень запроса на обучение руководителей эффективной работе с людьми на удаленке сейчас очень высокий.

Сохраняет командный дух в любых условиях
Дистанционный и гибридный форматы работы отстраняют людей от компании, что может ослабить корпоративный дух. Здесь важно фокусироваться на его сохранении. Современный лидер умеет собирать команду мечты, даже если ее члены работают в разных точках земного шара. Его сотрудники четко знают свои задачи и работают на достижение общей цели — как в офисе, так и на удаленке.

Два столпа успешной работы с удаленными командами:

  • качественное внимание со стороны руководителя;
  • правильное выстраивание рабочих процессов.

Мыслит как стратег
Пандемия научила нас, что завтрашний день может быть совсем не похож на сегодняшний. Поэтому талантливые лидеры смотрят вперед и ведут себя так, как будто точно знают, что будет завтра. И тем самым вселяют уверенность в команду.

На «ты» с цифровыми инструментами
На удаленке стали востребованы онлайн-платформы, где можно развернуть закрытую профессиональную среду, всевозможные планировщики, канбан-доски, таск-трекеры. Всем этим нужно уметь пользоваться, поэтому развитие диджитал-навыков сейчас в топе востребованных компетенций у лидеров команд.

Мастер soft skills
Перемены, стресс, неготовность к новому и переработки привели мир к «пандемийному выгоранию» — сотрудники поняли, что мир изменился навсегда, и не все оказались к этому готовы. И руководитель должен быть достаточно чутким, чтобы распознать признаки такого выгорания у сотрудников, поговорить и найти решение.

Современный лидер — это человек с развитыми «мягкими навыками»: с умением общаться и договариваться, планировать время, организовывать работу других людей, критически мыслить, с развитым эмоциональным интеллектом. Кстати, слабо развитые soft skills могут стать причиной отказа кандидату в 30% случаев.

Как учить современных лидеров

Первое и ключевое слово здесь — разучиваться. Все, что больше не работает, нужно забыть и не вспоминать. И по-новому подходить к обучающему процессу. Как развивать руководителей компании в новых реалиях— читайте ниже.

Мыслить как предприниматели
Начинать от потребностей сотрудников, ориентироваться на обратную связь и быть готовыми к диалогу. Не смотреть на обучающихся «сверху вниз». Образовательный продукт должен в первую очередь решать проблемы пользователей.

Делать современный контент
Смотреть, как подают контент в популярных медиа, социальных сетях, на стриминговых платформах. Учиться у блогеров, искать свои фишки. Люди должны хотеть читать и смотреть ваши материалы.

Привлекать к обучению лидеров
Амбассадорами обучения должны стать профессионалы, достижения которых знают в отрасли. Тогда интерес к обучению возрастет.

Важна принадлежность к профессиональному сообществу: общение с единомышленниками, обмен опытом, поиск новых идей. И фигура лидера может стать центром притяжения такого сообщества.

Строить обучение, исходя из типа компании

Оценивать ту корпоративную культуру и задачи, которые ставятся перед компанией. Например, в «красной» компании не нужно никакой «бирюзы», никакого Agile — нужны конкретные инструменты, которые подходят для них.
«Красные компании» — организации с иерархией по типу пирамиды, с одним руководителем во главе. Cистема держится на строгих регламентах и разделении обязанностей. Корпоративную культуру в «красных» компаниях часто называют «культурой силы», где последнее слово всегда остается за начальником.

«Бирюзовые» (изумрудные) организации — это компании с горизонтальной организацией и самоуправлением, где ответственность за результат лежит на каждом сотруднике, а вместо жёстких KPI есть общие цели. В таких компаниях часто используют методы Agile. Успешные примеры «бирюзовых» организаций в России — «Вкусвилл», «Фабрика окон», «Аскона».

“Цветную” классификацию описал бизнес-консультант и бывший партнер McKinsey & Company Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего».

Развивать личную ответственность за обучение

Например, сотрудник выбирает обучение и нужно дать ему практические задачи, решая которые он будет применять полученные знания. Можно дать ему такую рекомендацию: составить план и самостоятельно ему следовать. Например, ответить на вопрос, какие три новых навыка он будет использовать в своей работе в ближайшее время. Это развивает личную ответственность за обучение.

Нужно давать возможность рассказывать, делиться опытом: проводить конкурсы, дайджесты, интервью — тиражировать лучшие практики, чтобы другие могли взять этот опыт на вооружение.

Источник: trainingspace.online