Главная › Статьи › Как не оказаться сапожником без сапог, или стратсессия своими силами для небольшой команды

Как не оказаться сапожником без сапог, или стратсессия своими силами для небольшой команды

Фасилитация как наркотик. На нее очень легко подсаживаешься и потом уже не представляешь, как встречи могут проходить в нефасилитируемом формате. Это чистая правда! Люди, которые знают меня хорошо, не раз выслушивали мой плач Ярославны, после обычных конференций, мастер-классов и встреч, где люди сидят ровными рядами и слушают презентации на протяжении нескольких часов.

А как быть, если вы работаете в небольшой команде и не готовы жертвовать экспертизой одного из членов команды в пользу управляемого процесса? Можно, конечно, пригласить внешнего фасилитатора, но у небольших команд не всегда есть на это бюджет. Как не оказаться сапожником без сапог, расскажу вам на примере нашей команды. Можно сказать, раскрою вам профессиональный секрет, как фасилитаторы готовятся к собственной стратегической сессии.

1. Заведите лист «Mess для стратсессии»

Повесьте в офисе лист флипчарта, на который каждый может записать вопрос, который требует обсуждения всей команды и относится к стратегическим. Каждый сотрудник может приклеить стикер с вопросом, который, по его мнению, отвечает этим двум критериям.

2. Проведите коуч-сессию с руководителем

У нас очень демократичная команда, но как в любой нормальной организации, у нас все-таки есть руководитель. Пусть кто-нибудь из сотрудников снимает запрос с этого человека по всем правилам:) В принципе, этот шаг могу пропустить руководители-интроверты, но если ваш думает когда говорит, то настоятельно рекомендую.

3. Организуйте подготовку

За месяц до сессии, например, на статус-митинге, определите круг тем, которые необходимо обсудить на стратсессии. Сюда же принесите вопросы с листа «Mess». Обычно мы делаем этот так: каждый записывает вопросы на стикеры индивидуально, после чего выклеивает на флипчарт. Затем вопросы группируются и выбираются самые актуальные (все-таки временной ресурс конечен). Это довольно примитивная, но эффективная технология, которая, правда, работает с опытными командами в части фасилитации или с профессионалами. Каждый из нас хорошо представляет типичный процесс стратегической сессии, поэтому мы говорим на одном языке и мыслим в одной логике. Если же ваша команда не имеет большого фасилитационного опыта или только один из членов владеет технологиями фасилитации, именно он должен взять на себя роль фасилитатора статус-митинга.

4. Распределите ответственность

Когда повестка сформирована, определите, кто будет отвечать за какой вопрос. Каждый вопрос имеет две области подготовки: контент и процесс. Определите, кто будет отвечать за каждую из них по каждому конкретному вопросу. Таким образом, роль фасилитатора будет сменяться на протяжении всей сессии, и каждый сможет сделать максимальный вклад.

5. Позаботьтесь о бонусе

В конце последнего дня сессии (да-да, вы не ослышались, мы обычно работаем по 3 дня) мы всегда стараемся включить небольшой обучающий блок. Это может быть передача новых знаний с тренинга, который посетил кто-нибудь из команды, новый инструмент или резюме классной книги. В зависимости от загрузки этот блок может быть больше или меньше, но он всегда служит вишенкой на торте – наградой за проделанную работу.

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы провести качественную сессию собственными силами, даже для небольшой команды. Ищите возможности, а не причины, фасилитируйте, и будет вам счастье!

Кристина Тишина