Почему широта взглядов становится важнее глубины знаний в эпоху перемен и неопределенности? Колонка преподавателя Гарварда.
Многим из нас говорили, что глубокие знания и экспертиза помогут завоевать доверие и приведут к быстрому продвижению по службе и росту доходов. Альтернативный вариант – быть профессионалом с широкими взглядами и кругозором – часто отвергается как баловство, не приносящее реальной пользы.
Но будущее может быть совсем другим: широта взгляда и умение соединять общеизвестные точки (сфера дженералистов-универсалов), вероятно, будут так же важны, как глубина знаний и способность создавать эти самые точки (сфера специалистов).
Быстрое развитие технологий в сочетании с растущей неопределенностью делает логику развития карьеры прошлого непродуктивной в будущем. Другими словами, мир изменился, а наша философия развития навыков осталась прежней.
Давайте вспомним несколько модных и популярных бизнес-советов, которые характеризовали последние 40-50 лет: развивайте ключевые компетенции, уникальные навыки, глубокие знания, экспертизу. Многие из нас усвоили, что ключом к успеху было обладание и развитие определённой специализации, которая позволяла двигаться вперед по профессиональной лестнице.
Быть просто врачом недостаточно, надо еще получить специализацию, например в кардиологии. Просто быть кардиологом тоже недостаточно, необходимо углубляться дальше и специализироваться на кардиохирургии. Такой углубленный уход в специализацию распространен не только в медицине, а почти во всех профессиях.
Посыл был ясен: сосредоточьтесь на получении опыта, станьте экспертом – это поможет вам подняться по служебной лестнице и заработать больше денег. Подход сработал. Многие из сегодняшних лидеров продвинулись вверх благодаря своей специализации.
Почему будущее за дженералистами
Но, как говорится, прошлые заслуги не являются гарантией будущих побед. Пришло время переосмыслить нашу привязанность к глубине знаний. Маятник между глубиной и шириной качнулся слишком далеко от глубины.
Есть такое высказывание, что «для человека с молотком все выглядит как гвозди». Но что, если у этого человека будут молоток, отвертка и гаечный ключ? Может быть, тогда он проверит, есть ли на плоской крышке гвоздя узкая щель, чтобы использовать отвертку? Или, возможно, у гвоздя плоская и ровная шапочка. Круглая? Шестиугольная? Может ли гаечный ключ быть более эффективным инструментом в таком случае? Ну и наконец, разнообразие этих инструментов может способствовать лучшему пониманию проблемы.
Это вовсе не означает, что глубокие знания бесполезны. Наоборот, носить с собой молоток – не проблема. Просто наш мир меняется так быстро, что те, у кого есть больше инструментов, будут лучше ориентироваться в неопределенности. А чтобы лучше это делать в современном мире, важно быть ловким, гибким и проворным.
Как стать дженералистом
Для начала важно уменьшить масштаб картинки и обратить больше внимания на контекст, в котором вы принимаете решения.
Прочитайте весь выпуск новостей и материалов, а не только раздел, посвященный вашей отрасли. Ваш основной фокус – нефть и газ? Изучите динамику, влияющую на розничный сектор. Вы специалист по финансам? Почему бы не почитать книгу о маркетинге? Думайте больше и шире, чем обычно.
Другая стратегия – думать как системные мыслители: находить связи между несвязанными событиями и понимать, как они могут влиять друг на друга. Изучите взаимосвязи между отраслями и представьте, как изменения в одной области могут нарушить работу в другой.
Поскольку дженералисты обладают более широким набором инструментов, из которых можно черпать информацию, они могут легко на ходу корректировать курс действий по мере развития ситуации.
Только задумайтесь, как быстро изменился мир с развитием интернета и беспроводных технологий передачи данных! Джефф Безос не был экспертом в розничной торговле, чтобы принять вызов конкурентов и выиграть у них. Он был относительным новичком в этом деле, но смог быстро адаптироваться и воспользоваться новыми возможностями.
Что такое карьерный успех для дженералиста
Многие дальновидные компании ищут многофункциональный опыт при найме на работу сотрудников. Это важно для крупных организаций, например, таких как Google, где сотрудники переходят из команды в команду, от роли к роли.
В одном подкасте Лиза Стерн Хейс, одна из топ-рекрутеров Google, сказала, что компания ценит кандидатов-решателей-проблем – тех, кто обладает «общими когнитивными способностями», а не просто знаниями.
«Google очень быстро развивается, поэтому, нанимая сотрудника для выполнения конкретной задачи, мы хотим быть уверены, что он найдет себе занятие и после того, как произойдут изменения. Это означает, что мы должны нанимать умных дженералистов», – сказала Хейс.
Тем, кто находится на распутье, эксперты советуют, управлять карьерой таким образом, чтобы получить разнообразный географический и функциональный опыт. Развивайте аналитические способности в процессе работы (например, базовые статистические навыки и критическое мышление). Это поможет легко конкурировать с теми, кто больше сосредоточен на получение специфических предметных навыков.
Единственное, в чем точно можно быть уверенным по поводу будущего – оно будет неопределенным. Быстрое развитие искусственного интеллекта и технологические инновации превратили информацию в товар. Умение генерировать точки теряет свою ценность. Нет ключевого навыка будущего, есть, скорее, подход, философия или образ мышления. И очень важно принять его, научиться смотреть на ситуацию и решать задачи как дженералисты – находчивые универсалы с широким кругозором.
По материалам cnbc.com, автор Викрам Маншарамани, доктор философии, преподаватель Гарвардского университета, автор книги “Think For Yourself: Restoring Common Sense in an Age of Experts and Artificial Intelligence”. Перевела с английского Алина Прудских
Источник: e-xecutive.ru