С чем большим интересом мы относимся к теме, тем легче нам ее изучать. Результаты исследования дают представление о том, что происходит в нашем мозге, когда мы испытываем любопытство. Полученные данные могут помочь ученым улучшить процесса обучения и памяти, как у здоровых людей, так и у людей с неврологическими заболеваниями.
С чем большим интересом мы относимся к теме, тем легче нам ее изучать. Новое исследование, опубликованное в журнале Neuron, дает представление о том, что происходит в нашем мозге, когда мы испытываем любопытство. Полученные данные могут помочь ученым улучшить процесса обучения и памяти, как у здоровых людей, так и у людей с неврологическими заболеваниями.
«Наше исследование в перспективе имеет очень большое значение для общества, поскольку оно раскрывает понимание того, как форма внутренней мотивации – любопытство – влияет на память. Его результаты позволили разработать способы для повышения эффективности обучения на занятиях и в других условиях», – говорит один из авторов исследования, доктор Матиас Грубер из Калифорнийского университета в Дэвисе.
В начале исследования участники оценили насколько им любопытно узнать ответы на ряд вопросов. Перед тем, как дать участникам ответы на выбранные вопросы, им в течение 14 секунд показывали изображения нейтральных лиц незнакомцев. Впоследствии участникам предложили тест на узнавание показанных им людей и тест на проверку памяти по ранее озвученным вопросам. На отдельных этапах исследования проводилось сканирование головного мозга участников при помощи магнитно-резонансной томографии.
В результате исследования ученые пришли к трем основным выводам. Во-первых, как и ожидалось, когда людям было очень интересно узнать ответ на вопрос, им было легче запомнить его. Однако более удивительным был тот факт, что, когда участники испытывали любопытство, они продемонстрировали лучшие результаты в запоминании совершенно не связанной с ним информации (распознавании лиц), не той, которая вызвала их интерес. Также спустя сутки люди смогли лучше воспроизвести запомненное. «Любопытство приводит мозг в состояние, позволяющее ему учиться и сохранять любую информацию, и затягивать ее в себя, словно в воронку», – объясняет доктор Грубер.
Во-вторых, исследователи обнаружили, что при появлении любопытства, в мозге активизируется область, связанная с вознаграждением. «Мы показали, что внутренняя мотивация фактически задействует и области мозга, вовлеченные в материальную и внешнюю мотивацию», – говорит доктор Грубер. Эта схема вознаграждения основана на дофамине, химическом посреднике, который передает сообщения между нейронами.
В-третьих, команда исследователей обнаружила, что, когда любопытство побуждает людей учиться, в гиппокампе, отделе мозга, который отвечает за формирования новых воспоминаний, возрастает активность, а также усиливается взаимодействие между гиппокампом и системой внутреннего подкрепления. «Таким образом, любопытство стимулирует систему вознаграждения, и налаживает взаимодействие между системой вознаграждения и гиппокампом, что приводит мозг в состояние, в котором человек хорошо усваивает и хранит информацию, даже если она не представляет для него особого интереса или важности», – объясняет д-р Чаран Ранганат, исследователь из Калифорнийского университета в Дэвисе.
Результаты этого исследования могут быть использованы в медицине и других областях знаний. Например, мозговые цепочки, чью деятельность обеспечивает дофамин, склонны к снижению функции с возрастом или у людей с неврологическими заболеваниями. Поэтому понимание взаимосвязи между мотивацией и памятью может стимулировать разработку новых методов для улучшения памяти у здоровых пожилых людей и новых подходов к лечению пациентов с заболеваниями, которые влияют на память. А на занятиях или на рабочем месте может побудить к изучению скучного материала, если преподаватели или руководители смогут задействовать любопытство участников к интересующим участников темам.
Перевод: Алина Фалинская, тренинговый портал Аспект
Источник: sciencedaily.com