Главная › Статьи › Как использовать матрицу экологии обучения, чтобы сделать обучение лучше

Как использовать матрицу экологии обучения, чтобы сделать обучение лучше

Увидели с коллегами замечательную матрицу экологии обучения (Wenger & Ferguson 2006) и поняли, что она хорошо подходит для разработки обучающего процесса.

Слишком часто обучение получается «одноразовым». Согласитесь, редко бывает, чтобы кто-то прочитал книгу, прошел курс или посмотрел видео, а затем идеально применил новый навык с первой попытки.

Что можно с этим сделать, и как поможет матрица?

Матрица помогает специалистам по обучению понять различные элементы успешного опыта обучения и показывает, кто должен руководить им.

Ось X указывает на фокус опыта обучения. Левый конец оси X ориентирован на доставку контента, а правый — на учебный опыт для отработки изученного.

Ось Y указывает, должен ли элемент обучения осуществляться под руководством учащегося или под руководством эксперта. В нижней части оси Y обучение осуществляется под руководством эксперта, а вверху — под руководством учащегося.

Как применять?

Используйте матрицу, чтобы задать себе вопросы о том, какой метод действительно лучше всего подходит вашей задаче. Обучение сосредоточено на доставке контента или применении? Должно ли оно быть управляемым или самостоятельным?

Управляемая доставка контента

Нижний левый квадрат посвящен управляемой доставке контента или обучению. Ситуация, когда эксперт обучает чему-то новому.
Обычно это лекции, курсы, видео.

Верхний левый квадрат предназначен для самостоятельного обучения. Доп. материалы, глоссарии, часто задаваемые вопросы, книги, статьи и подкасты — это отличные ресурсы, которые учащиеся могут использовать для самостоятельной навигации

В правом верхнем квадрате сотрудники учатся с помощью обсуждений с коллегами, исследований, ролевых игр, симуляций и игры. Эти виды деятельности позволяют глубже погрузиться в навыки, которые им казались сложными, и продолжать проверять их, пока они не овладеют ими.

В правом нижнем квадрате сотрудники отрабатывают и применяют свои навыки с помощью упражнений под руководством эксперта. Например – коучинг, эксперименты, практические занятия и опыт обучения в дополненной и виртуальной реальности .

Для эффективного обучения требуется сочетание элементов обучения из всех четырех квадратов. В таком случае, обучение действительно можно будет назвать “процессом” и строить его так, чтобы сотрудники «научались» и могли применять полученные навыки на практике.

Елена Тихомирова  и Команда сообщества Digital Learning