Главная › Статьи › Исследование качества корпоративного образования: на обучение выделяется – менее 1% от фонда оплаты труда

Исследование качества корпоративного образования: на обучение выделяется – менее 1% от фонда оплаты труда

Агентство Smart Ranking совместно с Группой «Актион» провело исследование качества корпоративного образования в России. По его данным, более 70% представителей крупного бизнеса тратят на корпоративное обучение менее 1% от фонда оплаты труда (ФОТ), и 94% имеют для этого собственную платформу. Больше всего мотивированы учиться ожидаемо сотрудники IT-сектора.

Smart Ranking провел исследование качества систем корпоративного образования среди крупнейших компаний России. Для оценки были взяты три основные метрики: среднее количество часов обучения на сотрудника, расходы компаний на обучение и доля сотрудников, мотивированных проходить корпоративное обучение.

«Оценить эффективность корпоративного обучения невозможно без бенчмарка, который позволил бы проводить сравнительную аналитику, — считает Анна Имас, директор корпоративного бизнеса группы «Актион». — Таким бенчмарком может послужить опыт крупных компаний. Тем более многие из них за последние годы создали в России уникальные системы обучения. Они могут не только готовить собственные кадры, но и распространять этот опыт вовне. Изучение опыта лидеров российской экономики позволит бизнесу усовершенствовать собственные системы обучения, что особенно важно в условиях внешних пертурбаций и оттока специалистов».

В общей сложности участие в исследовании приняли 50 компаний из топ-500 крупнейших работодателей России, в которых работает около 1,5 млн сотрудников. Целиком с отчетом можно ознакомиться тут.

Менее 1% фонда оплаты труда

Исследование показало, что независимо от отрасли компании пока не готовы выделять на образование сотрудников большие деньги. Больше двух третей опрошенных тратят на обучение не более 1% от ФОТ, и лишь десятая часть — больше 5%. Некоторые компании объясняют формально невысокие расходы тем, что процесс обучения встроен во внутренние процессы и расходы на него отдельно не выделяются. Обучение происходит без отрыва от основной деятельности.

«Уже половина наших сотрудников на сегодняшний день предпочитают учиться друг у друга, — говорит Дарья Петелина, руководитель отдела обучения и развития QIWI. — Они видят преимущество в том, чтобы получать практические знания от своих коллег-экспертов, нежели учиться на внешних курсах. Например, 90% обучения soft skills мы проводим с помощью внутренних экспертов и тренеров».

Дороже всего бюджетам обходится корпоративное обучение в IT-секторе и производстве, дешевле всего — в банковском. Больше 5% тратят, например, такие компании, как «Биокад», «Смарт Бэттериз», логистическая компания «ПГК», производитель ПВХ «Русвинил» и «Норильский никель».

Что касается распределения расходов на обучение по категориям сотрудников, то больше половины бюджета тратят на обучение фронт-офиса, около трети — на поддерживающие подразделения, пятую часть — на сервисные.

Эксперты говорят, что сегодня бизнес как никогда ориентируется на эффективность вложенных в обучение денег.

«Сейчас качество внутреннего образования вплотную подошло к оценке ROI: сколько профита на вложенный рубль оно принесет, — рассказывает Оксана Гриценко, руководитель направления обучения, развития и мотивации компании DSSL. — И уже сложно отчитаться о качестве эйфорическими анкетами обратной связи или охватом целевой аудитории. Бизнесу как никогда нужен результат, соотносимый с вложениями. В этом свете корпоративное обучение либо очень быстро и качественно шагнет вперед, либо перестанет существовать в отдельно взятых компаниях».

33 часа

Что касается времени, то, по данным опроса, в системе корпоративного образования крупных компаний сотрудники учатся в среднем 33 часа в год. Подавляющее большинство компаний с качественной системой образования используют современные форматы обучения. 94% опрошенных имеют свою платформу для дистанционного обучения, 76% — пользуются для этого внешними ресурсами.

«В большинстве случаев руководство делает выбор в пользу онлайн-школ с целью сократить количество часов на обучение, а возможно, и совместить обучение с основной деятельностью/работой, — говорит Анна Прокудина, HR ГК TFN. — В отличие от Запада наш бизнес еще не до конца вышел на уровень активного использования новых методик и образовательных ресурсов — требуется время для адаптации. Компании, которые уже активно используют доступные инструменты, успели оценить необходимость качественного корпоративного обучения».

Лидером по количеству часов является сектор производства, на последнем месте — ритейл. Среднее количество часов в этих отраслях отличается почти в два раза.

Это находит отражение и в топ-10 компаний — лидеров по количеству часов обучения, из которых шесть компаний относятся к сектору производства. Первое место компании-ритейлера можно объяснить тем, что «Спортмастер» включает в систему корпоративного образования обучение франчайзи.

«Большое количество часов обучения работников нашей компании обусловлено тем, что мы стремимся создать условия, позволяющие работникам максимально реализоваться в работе и обеспечить постоянное приобретение новых знаний и совершенствование компетенций, — говорит Дмитрий Бородич, директор по персоналу и социальной политике ПАО «ФосАгро» («Апатит»). — Непрерывное развитие персонала является одной из составляющих успеха нашей компании в целом».

Мотивация

В качестве метрики качества корпоративного обучения опрошенные эксперты предложили ориентироваться на такой критерий, как мотивация сотрудников проходить обучение. Результаты опроса показали, что персонал крупных компаний в целом высоко мотивирован учиться: 26% компаний заявили, что больше 50% их сотрудников сами выступили инициаторами обучения, 38% — что этот показатель у них составляет 30-40%, и лишь 4% опрошенных выбрали менее 10%.

При этом четко прослеживается зависимость от сферы деятельности компании: чаще всего люди готовы воспользоваться корпоративным обучением в сфере IT, реже всего — в ритейле.

 

«Сегодня стимул развивать внутреннее обучение есть не только у компаний, — продолжает Оксана Гриценко. — Он есть и у каждого сотрудника. В свете всех событий (геополитики, сокращения бюджетов, сокращения персонала и т. п.), я думаю, внутреннее обучение будет проходить ценностную оценку. Те, кто очень хорошо подбирал внешних провайдеров, но плохенько увязывал программы с практикой и результатами бизнеса, могут остаться «за бортом».

О готовности учиться говорит и то, что во многих компаниях оказалась распространенной практика совместной оплаты, когда сотрудник погашает часть расходов на выбранную учебу самостоятельно. При этом большинство крупных компаний готовы оплачивать курсы, выбранные самими сотрудниками.

Эффективность

В то же время участники исследования не смогли прийти к единому мнению о том, как именно стоит оценивать качество корпоративного обучения, так как каждая компания предпочитает придерживаться своих методик.

«Мы не высчитываем окупаемость вложений на обучение и мотивацию, а смотрим на их эффективность, — говорит Валерия Чеканова, руководитель корпоративного университета IT-компании «КРОК». — Так, однажды записанный курс или вебинар может быть полезен новым сотрудникам в процессе онбординга. А чем больше людей посмотрят эти курсы, тем лучше они окупаются. Также мы собираем обратную связь от сотрудников и их руководителей. Уточняем, насколько программа способствовала профессиональному и личностному развитию коллеги, много ли ценного он узнал. По итогам таких оценок мы отказываемся от неэффективных программ или услуг тренеров».

По метрикам, которые предлагает Smart Ranking, таким как расходы, количество часов и мотивация, наиболее качественную систему корпоративного обучения в своих отраслях имеют компании, представленные в таблице:

Источник: edtechs.ru