Об исследовании
Только треть студентов и выпускников считает свой опыт первой работы полностью удачным. Специально для MOOVE социологи выяснили, каких навыков не хватает для карьеры технарям и гуманитариям, что мотивирует молодых людей развиваться и как влияет на опыт первой работы самооценка.
Выходя на свою первую работу, амбициозные и талантливые студенты и молодые специалисты с качественным образованием ждут новых интересных задач, разнообразного опыта и быстрого карьерного роста. Но часто что-то идет не так: рутинные задачи, недостаток опыта и навыков, новые правила и ограничения оказываются серьезными барьерами, которые мешают ребятам воплотить свои ожидания и быстро расти в профессии. Мы решили изучить их первый рабочий опыт и выяснить, что стало главным таким барьером: зная проблему в лицо, гораздо проще ее решить.
Как проходило исследование
В рамках исследования через онлайн-панель Online Market Intelligence опросили студентов и недавних выпускников бакалавриата и магистратуры московских вузов. Опрошенным от 19 до 25 лет, среди них 47 % мужчин и 53 % женщин.
Not great, not terrible: как студенты оценивают первую работу
При выборе первой работы студенты и выпускники руководствуются в среднем двумя критериям, причем чаще всего они ценностные — совпадение по взглядам с руководителем и близость ценностей компании. Более прагматические критерии — зарплата, график работы и размер компании — оказались менее популярными.
*Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Как молодые специалисты оценивают свой первый опыт работы
Анализ общей картины может привести к мнению, что молодые специалисты не сталкиваются с большими проблемами при выходе на рынок труда: 80 % участников исследования согласны с тем, что их первый опыт работы или стажировки был удачным. Им удалось вписаться в команду, усвоить основы организационного поведения, получить интересные задачи. Однако реальную картину определяют детали, и полностью успешным свой первый опыт считают далеко не все: с этим утверждением согласилось менее трети участников.
Проблемы на работе: кто виноват?
Сложностей на работе оказывается достаточно много: задания не по душе, ответственность за «чужие косяки», плохо отлаженные рабочие процессы, неумение отстоять свои интересы в переговорах о зарплате.
Всего на базе интервью с выпускниками мы сформулировали 14 типичных сложностей, а участников исследования просили отметить, с какими из них они сталкивались. Оказалось, что в среднем молодой специалист встречается на первой работе с пятью типичными проблемами.
*Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Реже всего проблемой становились личные отношения с руководителем и несовпадение ценностей сотрудника и руководителя. Это можно связать с тем, что совпадение взглядов с начальником участники называли основным критерием при выборе компании. По зарплате первое место работы, напротив, выбирали реже всего, поэтому неудивительно, что неумение отстоять свои финансовые интересы заняло место в верхней части списка актуальных проблем.
Навыки, которых не хватило
Если изменить компанию или рабочие процессы начинающему специалисту обычно не под силу, то над собой работать можно всегда. Большинство проблем, с которыми сталкиваются молодые люди на первой работе, решаются с помощью набора навыков: какие-то из них можно развить и во время учебы в вузе, но многое приходит с опытом.
Чтобы выявить наиболее дефицитные навыки, мы составили список из 16 пунктов и предложили участникам исследования выбрать те из них, недостаток которых они ощутили в работе.
*Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Результат показателен: в среднем каждый участник опроса отметил у себя недостаток примерно половины навыков из списка. При этом soft skills, например ведение переговоров или самопрезентацию, отметило в среднем больше людей, чем практические навыки. Интересно, что гуманитариям и технарям не хватает soft skills примерно одинаково.
В этом исследование повторяет выводы многих других: о дефиците soft skills в разное время говорили исследователи из Гарварда, McKinsey и Google. Впрочем, самым дефицитным в нашем исследовании оказался все-таки практический навык.
Мы не планировали специально изучать gender gap, но обнаружили его следы. Девушки чаще молодых людей ощущают недостаток навыка презентовать свой проект (64 % и 43 % соответственно) и лидерских качеств (56 % и 50 %). При этом они быстрее понимают принципы субординации в компании и в целом более удовлетворены своими задачами.
«Я знаю, что ничего не знаю»
Исследование показало, что уровень осознания собственных недостатков повышается с возрастом. В списке недостающих навыков магистры в среднем отметили по 9,4 пункта из 16, а бакалавры — только по 8 пунктов. Недостаток каждого конкретного навыка среди бакалавров отмечали от 37 % до 54 % опрошенных, а среди магистров — от 48 % до 71 %.
При этом бакалавры чаще всего отмечали, что им не хватает навыков ведения переговоров и постановки личных целей. У магистров на первом месте оказались практические знания, но за ними тоже следуют soft skills: самопрезентация и командная работа.
Дефицит навыков в зависимости от специальности
Потребность в навыках зависит и от специальности. Ребята с техническим и естественнонаучным образованием в среднем отметили у себя больше недостатков: они выбирали более 9 пунктов из 16 предложенных. Экономисты и маркетологи в среднем отметили только по 8 пунктов, а гуманитарии заняли промежуточное положение.
Специальность влияет не только на количество, но и на состав недостающих навыков. Стереотип о технарях как интровертах, сидящих в своих компьютерах, явно не актуален: они больше всего заинтересованы в soft skills — в частности, в навыках самопрезентации и ведения переговоров. Специалистам-гуманитариям не хватает тех же навыков переговоров и критического мышления. А самым универсальным навыком оказалась адаптация к работе в команде: ее включили в топ-3 и технари, и гуманитарии, и экономисты.
Топ-3 навыков, которых не хватает технарям
1. Умение презентовать себя и свой проект
2. Адаптация к работе в команде
3. Навыки ведения переговоров
Топ-3 навыков, которых не хватает гуманитариям
1. Навыки ведения переговоров
2. Критическое мышление
3. Адаптация к работе в команде
Топ-3 навыков, которых не хватает экономистам и маркетологам
1. Юридическая грамотность
2. Адаптация к работе в команде
3. Умение презентовать себя и свой проект
Что мотивирует развиваться
Судя по результатам исследования, самая сильная мотивация к расширению навыков — финансовая. И пусть деньги сравнительно редко называют среди критериев выбора работы — зато именно те, кто хочет высокую зарплату, отмечали наибольшее количество недостающих навыков. Они же чаще всего говорили о недостатке предпринимательского мышления. А меньше всего недостаток навыков ощущают те, кто выбрал работу за удобный график.
Потребность в новых навыках оказалась ощутимо выше также у тех, кто на работе не видит своего вклада в проект. Можно предположить, что это говорит о запросе таких людей на системное понимание процессов в компании: для молодого поколения особенно важно знать контекст и понимать свое место в нем. Впрочем, объяснить это можно и банальным желанием сменить роль в команде или даже работу.
Источник: skolkovo.ru