Главная › Новости › Евгений Доценко: Тренер должен постоянно наращивать и поддерживать информационное превосходство

Евгений Доценко: Тренер должен постоянно наращивать и поддерживать информационное превосходство

 
Современный бизнес-тренер: какими компетенциями он должен обладать, в чем они сходны с компетенциями руководителя и как повлиял кризис на требования рынка к бизнес-тренерам, в интервью тренинговому порталу "Аспект" рассказал спикер конференции "Лига профессионалов: Управлять. Обучать. Вдохновлять" тренер-консультант ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», руководитель направления HR-консалтинг, Евгений Доценко.
 
– Евгений, к сертификации бизнес-тренеров в Беларуси еще только подходим. В Росии уже процесс стартовал. Как он продвигается, есть ли трудности, какие? А может быть, открывает новые горизонты?
 
– Пара заходов в создании системы сертификации бизнес-тренеров в РФ уже было. В 2005-2006 годах инициативная группа под эгидой Российской Ассоциации бизнес-образования сертифицировала ряд тренеров. Мы (Группа компаний «Институт Тренинга – АРБ Про») принимали участие в создании модели тренерских компетенций и разработке методов оценки. Тогда процесс забуксовал через год после старта. Основным препятствием стало, на мой взгляд, – отсутствие явного запроса клиентов на сертификаты тренеров, на тот момент. Она есть и сейчас, хотя за 10 лет ситуация заметно изменилась. В частности, лидирующие корпоративные университеты, например КУ Корпорации Росатом, заинтересованы в сертификации тренеров, как собственных штатных, так и внешних провайдеров. 
Вторая трудность – готовность значимого количества тренеров идти на сертификацию. Сейчас эта готовность гораздо выше – конкуренция выросла очень заметно. 
 
– Какими компетенциями должен обладать профессионал бизнес-тренер? И не только в разрезе сертификации, а в целом, чтобы быть успешным на рынке?
 
– Мы сходим из базовой идеи что Тренинг – метод преднамеренных изменений людей и организаций. То есть критерий качества работы тенера – последующие изменения, их глубина и устойчивость. Отсюда и необходимый набор компетенций. 
 
Не вдаваясь пока в детали, намечу несколько доменов:
компетенции выяснить потребности клиента. Это и умение слышать, задавать вопросы, обширна бизнес-эрудиция
компетенции сконструировать обучающее и развивающее решение. Сейчас запросы клиентов становятся все более разнообразными. Требуется гибкость, одного решения на всех уже не хватает. 
компетенции в предметной области. Современный мир – прозрачный, информация легкодоступна. Тренер должен постоянно наращивать и поддерживать информационное превосходство. 
компетенции в проведении. Технологичность и качественное ведение для результата – позитивного изменения – дают больше, чем харизма ведущего. Хотя отчасти рынок нас на это провоцирует!
компетенции в поддержке изменений в организации и оценке результатов. Это основной вызов профессии. Мы оказываемся часто в ситуации «провели обучение – понравилось – большое спасибо». Но реальное изменение требует поддержки, оно происходит после classroom сессии. 
 
Ну и вызов для любого тренера – готовность и умение оценить, что же получилось. 
 
Мы поговорим подробнее об этих компетенциях на Конференции – приходите!
 
 
– Какая часть компетенций бизнес-тренера – «общая» с руководителем? Как на практике? И что происходит, если эта область пересечения меньше или больше?
 
– Между этими ролями много общего. И тот, и другой – работают руками других людей. И тот и другой стремятся повысить их эффективность. И тот, и другой – помогают справляться с новизной задач и неопределённостью. То есть компетенции близки. 
 
– Модель компетенций внедряется во многих компаниях, но зачастую она формализована и не приносит ощутимых результатов. По Вашему мнению, при каких условиях она будет высокоэффективной?
 
– Модель компетенций часто отрывается от реальности и не удобна в использовании. Залог пользы от модели – меньший формализм и понятные механизмы приведения ее в действие – процессы постановки целей, планирования развития, обучения. 
 
 
– Повлиял ли кризис на требования к бизнес-тренеру?
 
– Он их обострил. Сейчас требования к компетенциям, которые я перечислил выше – стали ярче. Плюс, к ним добавляется, как к любому рынку-поставщику, требование повышения операционной эффективности. 
 
– Евгений, Вы не только сертифицированный тренер в России, но еще входите в европейские и американские профессиональные общества. Можете сравнить: чем отличаются (если отличаются) бизнес-тренеры на постсоветском пространстве от специалистов из других стран?
 
– Несколько ключевых вещей:
– бэкграунд. Тренеры в мире чаще гораздо вырастают из профессионалов-практиков, которе начинают делиться своими компетенциями . Сейчас такой тренд есть и у нас, но пока доля еще невелика. 
– добросовестность и скорость реакции выше
– иногда – меньшая гибкость (особенно у американских коллег)
 
– Знакомы ли Вы с работой белорусских специалистов бизнес-обучения? Есть ли опыт сотрудничества? Если да, то как оцениваете?
 
– Я знаю, что белорусские подразделения транснациональных компаний делают качественную работу по развитию своих людей. 
 
С поставщиками белорусского рынка еще только начинаю знакомиться. Тем более смотрю на конференцию как на возможность. 
 
– Чего еще Вы ждете от конференции «Лига профессионалов: Управлять. Обучать. Вдохновлять»?
 
Это просто! Интересных диалогов. Новых знакомств. Толчка к собственному развитию.
 
– Спасибо, Евгений! Ждем Вас в Минске!