О поиске новых путей для решения задачи о высоте здания и креативном подходе в бизнесе – Анна Красовская, управляющий партнер, преподаватель бизнес-школы «Эмпаур».
Как-то прочла такую вот поучительную историю:
Студент сдавал экзамен по физике. Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?».
Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания».
– Нет, нет, – заявил преподаватель. – У нас же экзамен по физике. А ваш ответ имеет мало общего с применением знаний в этой области. Подумайте еще!
¬- Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится – тут же предложил студент. – Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.
Но профессор был неумолим и потребовал иное решение.
– Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислите высоту здания – предложил студент. – А еще можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.
– Если вы хотите более сложный способ, — продолжал он, — то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.
— Наконец, — заключил студент, — среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».
Тут малость ошарашенный профессор спросил студента – неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи?
Студент признался, что знал. Но он сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.
Этим студентом был Нильс Бор, датский физик, будущий лауреат Нобелевской премии.
Мораль истории в том, что нужно искать новые решения известных задач. А если каждый день делать одни и те же вещи, пользоваться одним и тем же маршрутом, общаться с одними и теми же людьми – то глупо ожидать, что в твоей жизни что-то изменится.
Важен креативный подход. Нужно уметь по-разному взглянуть на проблему. Да, Михаил Задорнов уже не один год смеется над тем, как мы креативно сушим лук в колготках и выкручиваемся из нереальных ситуаций. Но вот в нашем бизнесе оригинальных и новых решений крайне мало. Умение выкручиваться и умение креативно мыслить – не одно и то же. В нашем бизнесе время креативных идей, к сожалению, еще не пришло. Хотя как раз здесь нужно мыслить масштабно.
Есть хорошее французское слово «visionnaire». Перевод «мечтатель» в нашем случае все же не совсем корректен. У этого слова есть и другое, экономическое значение – аналитик и стратег, способный предвидеть будущее развитие рынка или повлиять на него. В нашем бизнесе этого не хватает. Это нужно в себе развивать.
Как? Для начала – научиться менять привычный ход вещей, искать другие пути. «Мы меняемся, когда мы меняем наше окружение и расширяем свой опыт». Общаясь с новыми людьми, мы зачастую видим, что они смотрят на жизнь совсем по-другому. Посмотрев на мир их глазами, мы вполне можем найти совершенно новые и гораздо более эффективные решения привычных задач.