Главная › Статьи › Зачем нужны лидерские программы?

Зачем нужны лидерские программы?

Лидерство – ключевой фактор успеха в современном мире бизнеса, а руководители – главные фигуры, которые влияют на развитие культуры заботы о сотрудниках.

В опросе приняли участие 1000 человек – CEO, HRD и HR-специалисты. Исследование позволило сделать несколько важных выводов, касающихся программ развития лидерства.

6 причин запуска лидерских программ

По результатам исследования были выделены основные причины, по которым компании запускают лидерские программы:

  1. Изменение или обновление корпоративной культуры и внедрение новых ценностей отметили 41% опрошенных.
  2. Изменение или обновление стратегии компании, так как новые бизнес-цели требуют от менеджеров соответствующих компетенций (38,5%).
  3. Потребность в поддержке лидерства в компании, так как лидеры являются ключевыми фигурами в бизнесе и в их развитие нужно инвестировать (35,9%).
  4. Трансформация и организационные изменения в компании, когда важно обеспечить наличие квалифицированных лидеров (30,8%).
  5. Инвестиции в развитие лидеров 25,6% опрошенных назвали ключевой ценностью корпоративной культуры.
  6. Следование мировым трендам в качестве причины отметили 18% опрошенных.

Кстати, 87,5% опрошенных довольны содержанием лидерских программ.

Андрей Вебер, основатель и генеральный директор компании «Культура счастья»: «Область корпоративных программ развития лидерства очень закрытая и мы решили провести большое отраслевое исследование. Выявить ключевые тренды в этой области, показать состоявшиеся проекты по развитию руководителей, собрать аналитику и внутреннюю механику таких программ. Полученные цифры помогут как HR, так и руководителям более осознанно проектировать свои программы опираясь на мировые и российские бенчмарки».

Как реагируют сотрудники на внедрение лидерских программ

Когда на рабочую почту приходит сообщение от HR или руководителя с предложением поучаствовать в какой-либо лидерской программе, сотрудники испытывают разные эмоции – от радости, до недовольства. Из позитивных моментов отметим следующие:

  • 70% участников исследования воспринимают предложение принять участие в лидерской программе как возможность для саморазвития;
  • 51% опрошенных видят во внедрении лидерских программ дополнительную возможность для карьерного роста;
  • 36,7% сотрудников обрадовались бы предложению поучаствовать в лидерской программе, поскольку чувствуют, что их отметили;
  • 37% опрошенных считают, что участие в лидерской программе – это отличная возможность выйти за рамки должностных полномочий и реализовать что-то полезное;
  • 22% участников исследования воспринимают лидерские программы как форму нефинансовой мотивации.

Некоторые участники выразили негативную реакцию на внедрение лидерских программ. А именно:

  • 11% считают, что лидерская программа – это просто очередная новация «эйчаров»;
  • также 11% убеждены в том, что участие в лидерской программе означает лишь дополнительную нагрузку в будущем;
  • 3% опрошенных будут сознательно уклоняться от участия в лидерской программе, так как считают, что это будет отвлекать от работы;
  • менее 1% сказали, что предложение поучаствовать в лидерской программе вызовет у них отторжение, так как реализация задач компании противоречит их ценностям.

Для кого компании проводят лидерские программы

Как показало исследование, лидерские программы охватывают сотрудников всех уровней – от низшего звена, до топ-менеджеров. Соответственно, отличается и содержание таких программ:

  • 50% компаний, участвовавших в опросе, развивают лидерские навыки мидл-менеджеров, так как он являются связующим звеном между топ-руководством и операционными командами.
  • 43,4% участников опроса проводят лидерские программы для топ-менеджеров, нацеленные на стратегическое управление, принятие решений и лидерство.
  • 36% компаний инвестируют в развитие сотрудников с высоким потенциалом (HiPo) для того, чтобы выявлять таланты, которые в будущем смогут стать лидерами.
  • 32% опрошенных проводят лидерские программы для первой линейки руководителей (C-level), чтобы развить их ключевые качества.
  • 12% компаний организуют общие лидерские программы, в которых могут принять участие все сотрудники, независимо от их уровня.

Кроме того, четыре опрошенные компании (2%) проводят специализированные лидерские программы для отдельных категорий сотрудников – в частности – для женщин.

Какие проблемы решают лидерские программы

Несмотря на изобилие тренингов, в реальных организациях нередко наблюдаются сбои лидерства и возникают следующие проблемы:

  • Дефицит эффективных лидеров. Опытные кадры уходят на пенсию, не подготовив преемников, а молодые руководители часто не обладают необходимыми навыками.
  • Неумение руководителей работать в условиях турбулентности. Далеко не все руководители способны быстро адаптироваться к динамично меняющимся условиям и эффективно управлять в кризис.
  • Токсичное лидерство. Некоторые руководители в своей работе используют методы, разрушающие команду и организацию, а также вызывающие текучку кадров.
  • Дилеммы этики и доверия. Лидеры с постоянными моральными выборами и не всегда могут принять оптимальное решение в критических ситуациях.

Профессиональные лидерские программы приходят на помощь и помогают компаниям решить вышеперечисленные проблемы.

В чем проявляется лидерство по мнению сотрудников

Опрос показал, что лидерство, по их мнению, проявляется в следующих аспектах:

  • умении управлять командами и талантами (38,6%);
  • умении действовать в условиях неопределённости (27,1%);
  • сопричастности и ответственности к тому, что происходит за пределами ваших должностей (17,1%);
  • способности выйти за рамки должностных полномочий и реализовать что-то полезное (8,6%);
  • росте объёма ответственности (4,3%);
  • карьерном росте (1,4%).

Как мы видим, каждый вкладывает свой смысл в понятие «лидерство», но точно можно сказать одно – настоящий лидер должен быть профессионалом своего дела, заботиться о сотрудниках и вести себя так, чтобы на него ровнялись.

Сколько стоят корпоративные лидерские программы?

· 56,3% – до 100 тысяч рублей;

· 29,5% – от 100 до 300 тысяч рублей;

· 7,4% – от 300 до 500 тысяч рублей;

· 4,7% – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей

· 3% – более 1 миллиона рублей

Какую модель лидерства используют компании

Среди опрошенных компаний 7,2% не использовали никакую модель лидерства, а остальные ответы распределились следующим образом:

  • 55,8% – вовлекающее лидерство;
  • 37,3% – ситуационное лидерство;
  • 33,4% – трансформационное лидерство;
  • 15,8% – харизматичное лидерство;
  • 8,4% – этичное лидерство;
  • 8,1% – лидерство как служение;
  • 6,3% – аутентичное лидерство.

Свою собственную модель лидерства используют 6%, участников исследования, а 8,1% затруднились ответить.

Андрей Вебер: «Традиционно в программах используются классические модели ситуационного, вовлекающего или трансформационного лидерства. Но последние три года мы видим рост внимания к модели аутентичного лидерства на базе корневых ценностей человека (Value in Action). Как правило такие программы компании запускают для топ-менеджмента или категории HiPo.

Модель основано на искренности, самосознании и последовательности лидера в своих действиях и решениях. Такой лидер открыт, честен, действует в соответствии со своими ценностями и вызывает доверие у команды. Исследования показывают, что в компаниях, где руководители фокусируются на своих сильных сторонах характера (корневых ценностях) и дают проявляться команде своим, аутентичным способом, производительность выше на 36,4%, а вовлеченность в среднем более 73%.

Это новый тренд, в лидерских программах, который появился вместе с трендом на человекоцентричность. Мы считаем, что за ним будущее программ развития руководителей».