Главная › Статьи › Про тренды в обучении и доверие им — глазами Digital Learning

Про тренды в обучении и доверие им — глазами Digital Learning

Обзор итогов конференции сообщества Digital Learning 2023

Если прошлая встреча сообщества прошла под лозунгом «Человеку нужен человек», то лейтмотивом конференции «Digital Learning 2023» были тренды в обучении и доверие им.

В наше время всё настолько непредсказуемо и меняется с невероятной скоростью, что любые тренды могут в мгновение стать неактуальными или гипертрофироваться до неузнаваемости. И в связи с этим встают вопросы доверия: «А верить ли трендам? Проваливаться ли в них с головой или стараться быть осмотрительнее, чем ранее?».

Доверие обучению

Именно с темы доверия и началась первая в 2023 году конференция сообщеcтва Digital Learning – сообщества, которое перевалило за свою первую пятилетку! Многолетний опыт посещения конференций подсказывает, что успех всего мероприятия зависит от первого выступления, особенно если оно в формате круглого стола. И организаторам DL2023 это удалось.

В дискуссии, которую вела Елена Тихомирова (elc) приняли участие: Наталья Царевская-Дякина (Сколково), Елена Фабер (Магнит), Ирина Германова (ГАУ ИДПО ДТСЗН) и Павел Мосейкин (Ultimate Education).

Сначала разговор пошел о доверии в плане изменения сферы обучения взрослых. И вот несколько тезисов из этой части разговора экспертов:

  • Люди после пандемии насытились онлайн-обучением, и им не хватает живого взаимодействия, но уже с определенным уровнем качества.
  • Люди после пандемии стали лучше разбираться в качестве онлайн-обучения и оценивать совпадение ожиданий с обещаниями.
  • Стало возникать больше вопросов доверия к провайдеру, платформе, носителю знаний. Просто так на веру или громкий заголовок привлечь становится сложнее.
  • Люди при выборе курсов стали обращать внимание на то, откуда провайдер исторически пришел (например, «Нетология» — из маркетинга, «Skillbox» — из дизайна).
  • Людям хватило онлайн-теории, и им важнее наличие в сообществе практиков-звёзд.
    Заказчики стали внимательнее оценивать предлагаемый формат обучения, сочетается ли он с их целевой аудиторией.

Не менее интересными были ответы на вопрос Елены о недоверии обучению, причем сначала из зала:

  • Супербыстрый результат.
  • Некомпетентно.
  • Много сложного текста.
  • Без структуры.
  • Назойливый маркетинг.
  • Ошибки в учебных материалах и оформлении.
  • Без практического применения.

Развернутыми мнениями поддержали участников конференции эксперты круглого стола. И особенно в тезисе баланса теории и практики в обучении.

  • Сертификаты больше никому не нужны.
  • Нужна свобода выбора по лекциям.
  • Больше ориентира на пользователя, а не на создателя контента.
  • Обязательная потребность в живой отработке навыков (воркшопы, сессии вопросов и ответов, стажировки).
  • Курс без интриги не цепляет!
  • Онлайн-обучение – это не отдельный вид, нужен человек поддерживающий.
  • Наставничество – ключевой фактор корпоративной среды.
  • Отказ внешним провайдерам обучения, если они не предоставляют тьютора к своему курсу.
  • В корпорациях не нужны просто знания!

Показательны были замечания про неудобную подачу информации, которая влияет на качество обучения:

  • Проблема от дизайнеров: с UI хорошо, а вот UX не хватает – получается красиво, но неудобно.
  • Проблема от методологов: искусственно усложняют сценарий, лучше попроще.
  • Проблема от экспертов: больше пользовательского опыта.
  • Проблемы от разработчиков: стабильность работы платформ.
  • Проблемы от роботов: главная просьба голосовому помощнику: «Позови человека!»

Итогами дискуссии стали следующие выводы:

  • Удобство – это тренд, который даёт эффективность.
  • Эмоциями всегда хочется поделиться, так и в обучении.
  • Интровертам не нужен человек, но и им нужна обратная связь.
  • Всегда надо оставлять возможность попросить помощь.
  • Эффективнее, когда сообщество изобретает продукт, а не когда сообщество собирают вокруг готового продукта.

Доверие HR-Tech

Тему трендов продолжил Алексей Корольков (WebSoft). И, конечно же, никуда сейчас без искусственного интеллекта и самого известного на данный момент чат-бота с ИИ — Chat GPT (Generative Pre-trained Transformer — генеративный предварительно обученный трансформер). Хотя, по словам Алексея, уже сейчас тысячами компаний создано более 700 языковых моделей. И вот, чем может помочь ИИ в обучении:

  • Автоматическое создание тестовых вопросов на основе лекции.
  • Автоматическое создание оглавления.
  • Автоматическое создание образцов документов.
  • Персональные ассистенты.

Если перейти от обучения, как одного из HR-процессов, к другим, то ИИ может быть полезным инструментом и здесь. Например, в подборе персонала:

  • Полностью автоматизированный цикл массового подбора.
  • Формирование сопутствующих документов.

Обратная сторона медали этого упрощения — исчезновения должности специалиста по массовому подбору.

В адаптации персонала это:

  • Персонализированные индивидуальные планы, которые легко менять, а не типовые всем подряд.

В управлении эффективностью это:

  • Автоматический анализ эффективности сотрудников.

Кроме ИИ генеральный директор WebSoft поделился мыслями, как может выглядеть цифровое обучение в ближайшем будущем. Вот его предположения и планы:

  • Учебных порталов и курсов может не остаться совсем, а будет персональный ассистент на всё.
  • При 100% доле гибридных сотрудников электронное обучение станет главным.
  • При большом разнообразии инструментов оптимальным решением станет Hub цифрового обучения.
  • Большие перемены в электронном обучении благодаря развитию ИИ.

Под «хабом» подразумевается центр управления обучением сотрудников для интеграции всех платформ, ведь в основном все инструменты оперируют одним и тем же набором HR-данных.

Новые платформы будут относиться к семейству EEM (Employee Experience Management) или WM (Workspace Management), за основу которых будет браться управление опытом сотрудников. А их задачами станут:

  • Конвергенция HR-процессов в человеческое пространство.
  • Поддержка гибридных форматов работы.
  • Естественная интеграция ИИ-ботов.

Как пример подобного сближения — MS Teams со встроенными HR-процессами.

В связи с чем возникнут запросы на переобучение и выявление талантов:

  • Talent Marketplace — поиск внутренних талантов.
  • Reskilling/Upskilling — подготовка действующих сотрудников на новые позиции.
  • Integration — использование цикла управления талантами на 100%.

Про Zero-HR Алексей говорил на недавней клиентской конференции WebSoft.Практика, напомнил он об этом и в рамках встречи сообщества Digital Learning. Для понимания, как это работает, был приведен пример приложения «ГосУслуги», благодаря которому любой гражданин РФ сам решает множество задач, не обращаясь в МФЦ. Такой же алгоритм закладывается и в Zero-HR, когда HR будет как сервис, без человека:

  • Больше HR-сервисов для самообслуживания сотрудника компании.
  • Тотальная автоматизация.
  • Передача функций управления руководителям.

И именно благодаря платформам нового поколения и упомянутым выше хабам это станет возможно. Они будут в том числе:

  • Контролировать уровень стресса сотрудников.
  • Мониторить и предупреждать выгорание.
  • Заботиться об их благополучии (Well-being).

А реализовать это можно опять же с применением нейросетей.

Кроме того, впереди нас ждут такие инновации, как:

  • Управление гибридными рабочими местами.
  • Управление временными сотрудниками (Contract Worker Management).
  • Фокус на безопасность данных.

Подразумевается, что временные сотрудники с помощью IT-систем отдельного класса будут огорожены от тех данных, которые критичны в плане информационной безопасности.

И в качестве итога своего визионерского выступления Алексей Корольков подарил участникам конференции заключение:

«Если digital-инструменты становятся № 1 для HR, то компетенция по управлению ими — одна из главных компетенций HR-команды!»

Доверие искусственному интеллекту

Тему затронутого Алексеем тренда о проникновении в нашу жизнь искусственного интеллекта продолжил Андрей Комиссаров (Университет 20.35). Для термина ИИ он привел такое определение:

Способность цифрового агента выполнять задачи, обычно приписываемые мыслящим существам.

Системы, наделенные ИИ, могут подражать таким способностям человека, как:

  • находить закономерности,
  • обобщать
  • учиться на прошлом опыте.

По мнению Андрея сейчас есть два типа искусственного интеллекта:

Слабый ИИ. Стандартные алгоритмы. Собранный вручную набор данных (датасет). Заранее подготовленные словари или смысловые схемы.
Сильный ИИ. Самостоятельное обучение на «Больших данных» — огромном неструктурированном наборе данных, неподготовленном человеком.

На второй квартал 2023 года в мире 95% ИИ — это слабые, предобученные нейросети (обучение с подкреплением). Сильных же сейчас, пока еще, единицы, но они — самообучаемые. Люди не понимают, как им самим удаётся обучаться. Но результат их деятельности поражает. К примеру, с помощью них можно автоматически перевести код с одного языка программирования на другой. Пока еще получая не оптимальный код, но всё же. Применение сильных ИИ пока опасно. Лучше использовать гирлянду из слабых ИИ, но при этом понятных.

Чат-бот ChatGPT обладает обучением с подкреплением, и уже сейчас он умеет:

  • Поддерживать диалог и «помнить», о чём говорили ранее.
  • Писать программный код и находить в нём ошибки.
  • Сочинять стихи.
  • Создавать или продолжать сценарии.
  • Верстать презентации.
  • Отвечать просто на сложные вопросы.
  • Спорить на научные темы.
  • Сдавать экзамены в школах и вузах.
  • Создавать рекламные тексты (это у него получается лучше всего).

Недостатки текущей версии ChatGPT:

  • Непрозрачность принимаемых решений.
  • Фактологические ошибки.
  • Отсутствие проверок «плохого вопроса».
  • Принятие «на веру» информации в вопросе.
  • Выводы на основе неполных данных.
  • Фокус на самом «частотном» термине.

Основная опасность от ChatGPT и его последователей:

  • Отключение критического мышления пользователей в процессе работы с ботом.

В сравнении с ChatGPT Андрей Комиссаров отдаёт предпочтение Perplexity AI. Это инструмент общения с ИИ в виде мощной поисковой системы в реальном времени, которая всегда показывает, на основе чего получает результат.

Но нейросети — это не только весело и легко, но ещё и опасно, и в первую очередь своей непонятностью/неконтролируемостью. За опасение и призыв к приостановкам разработок и обучению нейросетей выступают такие эксперты, как Илон Маск и CEO Google. А популярные стоки изображений (как Shutterstock) запретили использование «машинных» изображений.

И если кто-то думает, что тема искусственного интеллекта его не касается, пусть не удивляется, когда его уволят за ненадобностью. Вот такие профессии разных сфер могут оказаться под ударом:

Бизнес

  • копирайтеры,
  • маркетологи (анализ),
  • PR, коммуникации,
  • секретари,
  • работники колл-центров,
  • рекрутеры (HR).

Услуги

  • фотографы,
  • фотомодели,
  • юристы,
  • дизайнеры интерьеров,
  • переводчики,
  • логисты.

Кино/ТВ/радио/развлечения

  • цифровые художники,
  • моушн дизайнеры,
  • режиссеры рекламных видео,
  • телеведущие,
  • радиоведущие,
  • 3D-дизайнеры.

IT

  • программисты,
  • аналитики данных.

Образование

  • лекторы,
  • коучи,
  • тьюторы, репетиторы.

Вместе с тем именно в сфере образования станут востребованы:

  • педдизайнеры,
  • образовательные технологи,
  • образовательные дата-инженеры,
  • игропедагоги.

Но что там профессии, остаться бы людьми с теми способностями, которые мы имели до ноября 2022 года. Ведь нависает более серьезная опасность:

  • перестать быть самостоятельными,
  • стать бездумными потребителями контента,
  • перестать быть людьми.

Поэтому не стоит отдавать власть машинам, а лучше продолжать пользоваться их возможностями, не теряя контроля. Насколько это возможно…

Доверие софт-скиллам для контроля искусственного интеллекта

Тему осторожности во взаимодействии с ИИ, о которой предупредил Андрей, подхватила Мария Данина (PSYCHODEMIA). Она, как раз, уточнила, как не дать этому монстру бразды правления, продолжая извлекать выгоду из его возможностей.

И для этого нужно развивать новейший навык — промптинг (управление поведением нейросети). Чем правильнее задать вопрос, тем более точную информацию можно получить от ИИ. А для этого требуется развития ряда софт-скиллов, ведь два разных запроса получат разный результат с разным качеством.

Например, заиграл новыми красками навык коммуникации, теперь и к роботу нужен правильный подход, чтобы чётко формулировать запросы для решения повседневных задач. То же можно сказать и о критическом мышлении, чтобы лучше оценивать генерируемую информацию. А прокачка творческого мышления поможет создавать интересные промпты, с помощью которых можно будет генерировать новые идеи и находить нетрадиционные подходы к решению проблем. Ниже правила формулирования промптов, которыми поделилась Мария.

В случае с HR, нужно нанимать ИИ для автоматического решения скучных задач. Но для этого необходимо учитывать следующие аспекты:

  • Технические требования ИИ.
  • Затраты на внедрение и поддержку ИИ.
  • Подготовка сотрудников к работе с ИИ.
  • Установление связи между ИИ и текущими бизнес-процессами.
  • Эффективность использования ИИ.
  • Поддержание гибкости ИИ.
  • Защита данных и соответствия политикам конфиденциальности.
  • Техподдержка и обновление ИИ.
  • Стратегия управления изменениями, в связи с внедрением ИИ.
  • Учёт корпоративной культуры при внедрении ИИ.

Возвращаясь к профессиям, Мария представила свою таблицу вероятности замены их искусственным интеллектом.

Доверие собственному мнению

Ну что, страшно или интригующе? В первую очередь доверяйте себе и сами делайте выводы. Одно можно точно сказать уверенно — конференция проекта Павла Безяева и единомышленников удалась! Два потока и полный «sold out» за месяц до проведения.

Источник: lifel.ru