Как показало исследование, корпоративное образование приобрело новые и актуализировало прежние задачи: 54% опрошенных указали, что учеба должна помочь работникам снизить тревожность и повысить стрессоустойчивость. Вместе с тем участники анкетирования видят целями образования повышение уровня цифровых компетенций сотрудников (48%) и обучение руководителей навыкам эффективной рабочей коммуникации (38%). В прогнозе на 2023 год участники опроса указали, что ожидают увидеть эти же функции корпоративного образования, но структура интереса к ним, предположительно, изменится.

При выборе направления обучения, как показывают результаты анкетирования, компании больше ориентированы на мнение руководства и потребности бизнеса (74%), тенденции рынка (48%) и результаты опроса сотрудников (43%).
Отметим, что самыми популярными темами среди работников стали личная эффективность (29%), hard skills в соответствии с должностными обязанностями (19%) и эмоциональный интеллект (16%). Руководство же выбирает для своих сотрудников приоритетно направления «жестких» (26%), коммуникативных навыков (18%) и проектного управления (16%). Сами для себя руководители инициируют учебу по эффективному управлению (35%), работе с командой (19%) и лидерству (11%).


Самыми популярными форматами были названы видеокурсы (58%), микрообучение (43%), встречи с экспертами и деловые игры (по 35% каждый). Замкнули рейтинг форматов тематические клубы и тимбилдинги (5%), телеграм-каналы (4%) и челенджи, которые практически никто из участников исследования не применял.

Реже всего внутренние эксперты привлекаются к обучению процессам цифровой трансформации (6%), реструктуризации (5%) и управления эффективностью бизнеса (1%). Темы управления инновациями и руководства на основе больших данных вовсе не преподаются при помощи компетентных сотрудников.
Внешние провайдеры корпоративного обучения чаще всего покрывают те темы, которые не охватывают внутренние эксперты: направления цифровой трансформации (41%) и управления на основе big data (28%). Также внешних экспертов чаще всего привлекают для обсуждения лидерства в условиях неопределенности (25%), продаж и переговоров (25%) и стратегического менеджмента (25%). Заметим, что исследование показало небольшой интерес компаний к сферам управления эффективностью бизнеса и инновациями, в том числе и среди внешних преподавателей: к этим темам обращались всего 11% и 9% соответственно. Среди главных критериев выбора программ обучения внешних провайдеров опрошенные назвали качество контента (79%) и квалификацию преподавателей (76%), наличие разбора практических кейсов (78%), понимание запроса бизнеса к предоставляемому обучению (64%) и ценовую доступность (58%).
Отдельное внимание в ходе исследования было уделено прогнозам изменения места специалистов сфер HR и T&D в компании. По мнению большинства (65%), роль менеджеров по персоналу и по развитию сотрудников точно изменится (11% думают иначе, 24% затруднились ответить). При этом 18% участников исследования предположили, что их роль возрастет, 3% — что уменьшится.