Главная › Статьи › Методология креативных сессий для развития инноваций

Методология креативных сессий для развития инноваций

Минск становится центром развития корпоративных инноваций: стартап-студия Spark VS совместно с Альфа Банком провели серию креативных сессий Ideation и Хакатон. Специальные сессии объединили более 180 профессионалов из сфер финтеха, банкинга, ритейла и клиентских решений, предоставив уникальную возможность создать инновационные проекты и решить актуальные задачи индустрии.

28 сентября завершился первый цикл отбора стартапов для совместного проекта “Инкубатор инноваций”.

Что такое креативная сессия Ideation?

Основой креативных сессий является методология дизайн-мышления — гибкий и итеративный процесс, который помогает участникам лучше понять потребности пользователей и найти решения для их проблем. В Spark VS адаптировали этот подход, предложив сценарий, при котором команды за 10 часов проходят путь от выбора направления до создания рабочего прототипа. 

Как строится сессия?

1. Знакомство через игру

Чтобы быстро наладить контакт, участники выполняют творческие задания, помогающие лучше узнать друг друга. Например, продолжение фраз из карточек, что создаёт комфортную атмосферу для дальнейшей генерации идей. Участники за 10 минут лучше узнают друг друга и уже с новым уровнем комфорта и доверия идут в процесс генерации самых невообразимых идей без страха показаться глупыми.

2. Карта эмпатии

Карта эмпатии — широко используемый инструмент визуализации в области проектирования пользовательского опыта. Основная ее цель — углубить понимание конечного пользователя. При создании карты эмпатии важно найти экстремального пользователя – человека, у которого есть обширный опыт использования, например, банковского приложения. Независимо от того, положительный этот опыт или отрицательный, подобный человек исходя из широкого пользовательского опыта поможет составить карту эмпатии, наполненную множеством гипотез для дальнейших итераций.

3. Формулирование задачи (POV)

POV (Point of View) – четко сформулированная задача, которую ставит перед собой бизнес, чтобы решить проблемы пользователя. Формирование POV заключается в ответе на вопрос: как мы можем помочь пользователю? Гораздо больше конкретики можно добавить с помощью уточнений. Как мы можем:

  • Что сделать? Для кого?
  • Потребность, выраженная глаголом
  • Каким образом?

Примеры POV, которые сформулировали команды в ходе разработки проектов в сфере ритейла и клиентских решений:

  1. Помочь продавцу начать продавать товары на новом маркетплейсе за 30 минут;
  2. Помочь селлеру иметь постоянное и достаточное количество заказов;
  3. Помочь активным, платежеспособным потребителям уменьшить время на поиск и выбор товара оффлайн покупки с помощью IT решений;
  4. Помочь покупателю выбрать товар или услугу за 5 минут по его критериям;
  5. Помочь продавцу в ритейле настроить омниканальность и аналитику;
  6. Помочь покупателю в интернете в кратчайшие сроки выбрать товар или услугу, соответствующую его ожиданиям;
  7. Помочь бизнесу проверить контрагента с оценкой состояния его благонадежности и провести анализ рынка;
  8. Помочь руководителю понять ценность услуги, предлагаемой ему и сделать это удаленно.

4. Генерация идей

Процесс создания идеи реализуется по специальным техникам, которые позволяют собрать наибольшее количество идей проектов: «Crazy 8», «Самая плохая идея + Переворот», «Случайный инструмент». Целью данного этапа становится создание как можно большего количества идей продуктовых решений. Важно в течение всего процесса создания идей держать фокус на том, что создаются идеи именно продуктов, которые можно будет реализовать. Например, не просто “Рассказывать детям о финансовой грамотности”, а “Записать аудиокнигу о финансовой грамотности в формате сказок, которые можно включать детям перед сном.

5. Фильтрация

Все идеи проходят проверку по трем критериям:

  1. Полезность для пользователя
  2. Ценность для бизнеса
  3. Возможность технологий.

В итоге в дальнейшую проработку идут только идеи, соответствующие перечисленным критериям. Данный этап кратно увеличивает шансы выживаемости выбранных идей еще до того, как команда перешла реализации.

6. Прототипирование и тестирование

Из отобранных идей создаются цифровые или бумажные прототипы, которые тут же тестируются на реальных пользователях. Это позволяет моментально получить обратную связь и доработать решения. Участники не только видят созданные прототипы в действии, но и понимают, как они могут быть улучшены для пользователей.

7. Презентация проектов

Итогом креативных сессий становится презентация разработанных проектов. За цикл креативных сессий в финтехе, банкинге, блокчейне, ритейле и клиентских решениях было создано 14 прототипов будущих продуктов. Ниже примеры задач, на решение которых направлены созданные прототипы:

  • Контроль регулярных списаний по подпискам предсказуемым способом во избежание ненужных трат;
  • Обеспечение желаемого уровня жизни в будущем благодаря защите своих накоплений от рисков;
  • Удержание внимания клиента на ежедневном использовании банковского приложения через геймификацию;
  • Создание капитала с помощью роботизированных решений без использования специфических знаний;
  • Встреча инвестора с заемщиком для закрытия потребности за одну сессию;
  • Бесшовное соединение инвестора и объекта финансирования на обоюдно выгодных условиях;
  • Финансовая грамотность для школьников через приложение за 30 минут в день в игровой форме;
  • Организация процесса коллективных закупок для физических юридических лиц.

Почему это интересно и полезно?

Дизайн-мышление и креативные сессии дают компаниям мощный инструмент для реализации инноваций. Они не только помогают решать реальные проблемы пользователей, но и способствуют созданию проектов, которые могут значительно повысить эффективность бизнеса. Такие сессии подойдут как стартапам, так и крупным корпорациям, стремящимся к постоянному развитию.

С середины октября начался новый цикл сессий Ideation и Хакатон, охватывающий сферы образования, здоровья и управления персоналом. Если вы хотите находиться в центре создания инноваций и развивать проекты будущего, следите за Spark VS в социальных сетях: Instagram, Telegram, LinkedIn.

Минск, безусловно, становится одной из ключевых точек на карте развития корпоративных и частных инноваций в Восточной Европе. Будущее обещает быть ярким и насыщенным новыми проектами.