Радикальная креативность — это не просто способность взять и придумать нестандартную идею во время командного тренинга (идею, которая либо будет забыта через день, либо так никогда и не будет реализована). Скорее речь идет об умении перенастроить само свое мировоззрение таким образом, чтобы креативность стала базовым навыком ежедневного преуспевания в жизни и работе. Но как этого добиться? Спросили у эксперта.
Александр Агатов
Партнер коммуникационного агентства Rocklin (Израиль)
В бытность мою студентом в стенах нашей альма-матер (тесно связанной с аэрокосмической индустрией) была популярна история о том, как НАСА долго и безуспешно пыталось изобрести шариковую ручку, которой могли бы пользоваться астронавты в условиях невесомости. Американские исследователи потратили многие месяцы и астрономические суммы на то, чтобы добиться результата. Советскими же инженерами якобы было предложено нетривиальное и по сути бесплатное решение: космонавтам было предложено пользоваться обыкновенным карандашом.
Этот пример был призван продемонстрировать не столько превосходство советского политического устройства над капиталистическим, сколько способность инженерного сообщества мыслить, выходя за рамки привычных нам последовательностей действий.
Я ни разу не встречал подтверждения достоверности этой истории, которая с появлением интернета превратилась из отраслевого анекдота в полноценный мем, живущий своей собственной жизнью. Тем не менее пример с насовской ручкой и советским карандашом по-прежнему кочует из одной корпоративной презентации в другую, когда речь заходит о том, чтобы мотивировать людей почаще проявлять креативность.
Сколько раз в течение своей профессиональной жизни вы слышали этот призыв — «Будьте креативнее»?
К сожалению, слишком часто эта фраза означает не что иное, как «Придумайте что-то выходящее за рамки ваших должностных обязанностей», «Решите стоящую перед вами задачу без привлечения дополнительных ресурсов», а то и просто «Обойдите действующие правила и регулирование».
Однако в действительности практическое применение навыков креативности не сводится только к тому, чтобы быстро и решительно заняться закатом солнца вручную. Сегодня мы слышим все больше прогнозов о том, что именно такие навыки, как способность к непрерывному обучению, критическое мышление, креативность и коммуникативность позволят в будущем провести границу между теми видами деятельности, которые будут отданы на откуп искусственному интеллекту и которые будут сохранены за Homo sapiens. Для многих из нас это означает сохранение будущего наших профессий, при этом в первую очередь мы говорим о тех сферах, которые не имеют прямого отношения к так называемой креативной индустрии.
О каком же применении креативности так много говорят сегодня как футурологи, так и эксперты в области развития персонала?
Когда мы разрабатывали курс, я и мой партнер Олег Бабич сформулировали это для себя следующим образом: буквально завтра умение проявить креативное мышление станет базовым навыком выживания, необходимым большинству из нас, — каковым, как ни парадоксально, оно и является уже не одну сотню лет.
Креативность — это фундаментальное свойство природы и один из наиболее значимых факторов эволюции человека как вида. Давайте, к примеру, окинем беглым взглядом историю мировой литературы. Очень быстро обнаруживается, что в массе классических сюжетов присутствует то, что мы сегодня называем креативными решениями. Зачастую найти подобное решение для героев становится вопросом жизни и смерти — ну или как минимум обретения любви и благополучия. Одиссей, спасающийся из пещеры Циклопа в шкуре овцы, или Фигаро, компенсирующий социальное неравенство при помощи своей изобретательности и остроты ума, — вот всего лишь пара примеров архетипических героев, которые демонстрируют непреходящую ценность умения мыслить нестандартно, не замыкаясь на своем предыдущем опыте и абстрагируясь от общепринятых паттернов поведения.
Тем, кто впервые приступает к работе над развитием креативных способностей, мы обычно предлагаем начать с серии простых тестов — они призваны показать, насколько похожим образом люди склонны мыслить в ситуациях, когда они изначально не настраиваются на поиск нестандартных ответов и решений. Иными словами, чтобы начать развивать креативность, надо сперва осознать, насколько часто мы мыслим стереотипно. Следовательно, высказываемые нами идеи с большой вероятностью уже пришли в голову массе других людей, в том числе и тем, кого мы считаем конкурентами: на рынке труда, во время городской олимпиады или хакатона.
В каких ситуациях можно ощутить эффект от того, что вы развили свои креативные навыки? К примеру, есть компании, которые с некоторых пор требуют от сотрудников ежемесячно выходить с предложениями в рамках кайдзен — практики, обязанной своей популярностью распространению Toyota Production System и горячо поддержанной адептами Scrum. Кайдзен предусматривает постоянные улучшения внутренних процессов компании, питаемых идеями всех без исключения сотрудников.
Вряд ли кем-то пока доказан факт того, что подобное принуждение к креативной деятельности может сослужить добрую службу повышению вовлеченности работников. Тем не менее сам этот факт стоит принимать во внимание всем, кто думает о развитии карьеры: бизнесу нужны сотрудники, которые обладают навыками креативного, изобретательского мышления в условиях ресурсных ограничений. Это один из инструментов повышения эффективности: поставить на конвейер разработку инноваций гораздо проще в команде, которая обладает общим пониманием методов инновационного творчества и, соответственно, тратит на разработку решений меньше времени и ресурсов.
Развитие креативности также немыслимо без умения наблюдать за поведением людей: оно пригодится и тем, кто создает и управляет продуктами, и тем, чья работа связана с управлением персоналом. Зачастую наиболее креативные решения — например, в разного рода коммуникациях — основываются именно на понимании того, что люди делают с удовольствием, а что с осторожностью, где они готовы пойти на компромисс сами с собой, а где им во что бы то ни стало необходимо сохранить свою целостность и последовательность в глазах окружающих. Речь идет не о каких-то злонамеренных манипуляциях людьми, а о том, чтобы создавать идеи и решения, вызывающие у людей искренний положительный отклик.
Это далеко не полный спектр вопросов, которые можно обсудить в связи с понятием креативности, но в чем же ее радикальность, заявленная в подзаголовке? Дело в том, что креативность как понятие в корпоративном лексиконе стало стремительно размываться. Сегодня упражнения на развитие креативности заняли во многих компаниях место где-то рядом с тимбилдингом: это нечто занимательное, ненапряжное, но при этом мотивирующее. Надо же ведь как-то укреплять лояльность сотрудников, давать им ощущение, что они большие молодцы и что, проявив во время тренинга недюжинную креативность, они могут поставить себя на одну ступень, скажем, с Джексоном Поллоком или Джоном Кейджем!
Проблема в том, что подобного рода милые и уютные тренинги несут в себе лишь развлекательную функцию, а значит, на сколько-нибудь продолжительный эффект от таких практик рассчитывать не стоит: очень скоро первоначальные восторги членов команды остынут и все дружно как ни в чем не бывало вернутся к своей прежней рутине. Я же, как и мой коллега Олег, сторонник практики, к которой прибегают люди, занимающиеся искусством профессионально, на ежедневной основе. Взять на вооружение методы выхода за рамки обыденного, которыми пользуются архитекторы, сценаристы, режиссеры и дизайнеры, пользоваться ими в своем ежедневном ментальном поиске и в итоге приблизиться к тому, чтобы найти альтернативу космической шариковой ручке в своей сфере деятельности — вот в чем подлинная ценность радикальной креативности как подхода и как мировоззрения.
Источник: theoryandpractice.ru