Стало уже слишком очевидно, что человек – это многогранная личность, а не экономический робот, он внутренне мотивирован двигаться к высоким целям. Все большее количество людей задают вопрос «Зачем?», ищут смыслы и занимаются тем, что им интересно, а не однообразной рутиной, требующей внешнего контроля.
При этом традиционная для бизнеса на протяжении многих лет система «кнут и пряник» становится бесполезной и даже вредной. Она не пробуждает интерес и творческое мышление, а душит его. Сотрудник делает не больше, чем это требуется для получения вознаграждения.
Сегодня компании уже не хватает силы стратегического мышления первого лица и топ-команды. Уметь мыслить стратегически категориями перспективы и взаимосвязей крайне актуально и руководителям всех уровней иерархии.
Коучинг как технологию управления бизнесом выбирают сегодня большинство успешных организаций в мире.
Цель коучинга в бизнесе – оптимизировать достижение целей компании за счет повышения КПД, раскрытия потенциала и задействования скрытых ресурсов ее сотрудников и команды в целом.
В отличие от консалтинга, который, как правило, предлагает бизнесу технологические вещи, коучинг помогает сотрудникам работать эффективнее за счет «включения» и задействования их внутренних ресурсов. Причем, это не значит, что сотрудники не хотят работать хорошо, просто коучинг помогает им найти в себе те способности, которых они пока не видят, но которые в итоге помогут им работать намного эффективнее для достижения целей компании.
Суть коучингового подхода в управлении — вместо инструкций и готовых решений — вопросы. К примеру, такие:
- Как ты видишь решение этой задачи?
- Какими путями ее можно решить?
- Почему именно так?
- Есть ли еще какие-нибудь пути решения?
- Что было бы более эффективно?
- Где ты можешь взять информацию?
- Как бы поступил в этой ситуации авторитетный для тебя человек? и т.д.
Когда руководитель дает возможность подчиненному проявить самостоятельность, то подчиненный и относиться к разработанным им же планам будет, как к своим личным, и мотивация будет на высоте, и ответственность включится автоматически, да и смысла больше появляется. Подчиненный привыкает думать, решать, у него повышается самооценка, он чувствуют себя не просто «винтиком» в чужой машине, а вкладом в общее дело.
Если учесть, что судьба компании в руках ее сотрудников, то HR – менеджер может возглавить процесс создания среды, где люди знают, зачем они работают, ощущают вклад в общее дело и работают с рвением. Будущее за теми компаниями, которые помогают сотрудникам обрести смысл!
Пришло время, когда КТО? И ЗАЧЕМ? гораздо важнее, чем ЧТО?
Альберт Энштейн утверждал, что делать одно и то же и ждать других результатов просто бессмысленно, более того, это настоящее безумие.
Коко Шанель говорила о том, чтобы получить другой результат, важны другие действия. Эта женщина не просто сказала это, а подтвердила своими деяниями и своей жизнью.
Давайте расставим все точки над «і». Коучинг в бизнесе не является универсальным и самодостаточным. Как технология в менеджменте он может применяться не в каждой ситуации, не для каждого сотрудника, и даже не в каждой компании. Применение коучинга в организации имеет ряд особенностей.
1. Коучинг не заменяет менеджмент.
Руководитель, используя коучинговый инструментарий, реализует свои каждодневные функции – планирование, организацию, мотивирование и контроль. Применение коучинга в управлении называется коучинг-менеджментом.
2. Коучинг – менеджмент требует ДОВЕРИЯ между руководителем и подчиненным.
Если сотрудник не верит руководителю, есть напряженность между ними или руководитель не верит в потенциал подчиненного, не дает право на ошибку, то шансы у обоих создать доверительные отношения равны нулю. Вряд ли мы будем искать ответ на вопрос того, кому мы не доверяем.
3. Коучинг – менеджмент применим не во всякой организации.
Он подходит компаниям, ориентированным на результат и на сотрудников.Особенно подойдет развивающимся организациям, где есть постоянные изменения: освоение рынков, старт новых проектов, разработка инновационных продуктов и т.д.
4. Коучинг подходит не для любой ситуации.
Если сказать коротко, то коучинг отлично работает в ситуациях, где нет однозначного решения. К примеру, разработка стратегии, наработка идей, внедрение изменений, «пробуксовка» проектов, решение проблем, выработка инновационных решений, налаживание взаимодействия между отделами, сплочение команды, запуск новых проектов, разработка продуктов, модернизация, вовлечение персонала в «идеи» компании, повышение эффективности работы отдельных сотрудников и т.д.
5. Внедряется в организацию «СВЕРХУ».
Из опыта могу сказать, что ошибкой многих организаций сегодня является внедрение любой новомодной технологии без привязки к бизнес-целям и стратегии организации. Основным критерием такого внедрения является ответ на вопрос: «Как эта технология поддержит наш стратегический план развития, и каков будет возврат на инвестиции?»
Скорость, с которой происходят перемены, требует выхода за рамки привычного мышления, опыта и успешных в прошлом подходов. А времена постепенных улучшений и выжимания сотрудников безвозвратно ушло, настал час изменений привычек, парадигм, нешаблонного мышления и качественного прорыва.