Главная › Статьи › Коучинг в бизнесе как альтернатива устаревшему «кнуту и прянику»

Коучинг в бизнесе как альтернатива устаревшему «кнуту и прянику»

Стало уже слишком очевидно, что человек – это  многогранная личность, а не экономический робот, он внутренне мотивирован двигаться к высоким целям. Все большее количество людей задают вопрос «Зачем?», ищут смыслы и занимаются тем, что им интересно, а не однообразной рутиной, требующей внешнего контроля.

При этом традиционная для бизнеса на протяжении многих лет система «кнут и пряник» становится бесполезной и даже вредной. Она не пробуждает интерес и творческое мышление, а душит его. Сотрудник делает не больше, чем это требуется для получения вознаграждения.

Сегодня компании уже не хватает силы стратегического мышления первого лица и топ-команды. Уметь мыслить стратегически категориями перспективы и взаимосвязей крайне актуально и руководителям всех уровней иерархии.

Коучинг как технологию управления бизнесом выбирают сегодня большинство успешных организаций в мире. 

Цель коучинга в бизнесе – оптимизировать достижение целей компании за счет повышения КПД, раскрытия потенциала и задействования скрытых ресурсов ее сотрудников и команды в целом.

В отличие от консалтинга, который, как правило, предлагает бизнесу технологические вещи, коучинг помогает сотрудникам работать эффективнее за счет «включения»  и задействования их внутренних ресурсов. Причем, это не значит, что сотрудники не хотят работать хорошо, просто коучинг помогает им найти в себе те способности, которых они пока не видят, но которые в итоге помогут им работать намного эффективнее для достижения целей компании.

Суть коучингового подхода в управлении — вместо инструкций и готовых решений — вопросы. К примеру, такие: 

  • Как ты видишь решение этой задачи?
  • Какими путями ее можно решить?
  • Почему именно так?
  • Есть ли еще какие-нибудь пути решения?
  • Что было бы более эффективно?
  • Где ты можешь взять информацию?
  • Как бы поступил в этой ситуации авторитетный для тебя человек? и т.д.

Когда руководитель дает возможность подчиненному проявить самостоятельность, то подчиненный и относиться к разработанным им же планам будет, как к своим личным, и мотивация будет на высоте, и ответственность включится автоматически, да и смысла больше появляется. Подчиненный привыкает думать, решать, у него повышается самооценка, он чувствуют себя не просто «винтиком» в чужой машине, а вкладом в общее дело.

Если учесть, что судьба компании в руках ее сотрудников, то HR – менеджер может возглавить процесс создания среды, где люди знают, зачем они работают, ощущают вклад в общее дело и работают с рвением. Будущее за теми компаниями, которые помогают сотрудникам обрести смысл!

Пришло время, когда КТО? И ЗАЧЕМ? гораздо важнее, чем ЧТО?

 

Альберт Энштейн утверждал, что делать одно и то же и ждать других результатов просто бессмысленно, более того, это настоящее безумие. 

Коко Шанель говорила о том, чтобы получить другой результат, важны другие действия. Эта женщина не просто сказала это, а подтвердила своими деяниями и своей жизнью.

Давайте расставим все точки над «і». Коучинг в бизнесе не является универсальным и самодостаточным. Как технология в менеджменте он может применяться не в каждой ситуации, не для каждого сотрудника, и даже не в каждой компании. Применение коучинга в организации имеет ряд особенностей.

1. Коучинг не заменяет менеджмент. 

Руководитель, используя коучинговый инструментарий, реализует свои каждодневные функции – планирование, организацию, мотивирование и контроль. Применение коучинга в управлении называется коучинг-менеджментом.

2.    Коучинг – менеджмент требует ДОВЕРИЯ между руководителем и подчиненным.

Если сотрудник не верит руководителю, есть напряженность между ними или руководитель не верит в потенциал подчиненного, не дает право на ошибку, то шансы у обоих создать доверительные отношения равны нулю. Вряд ли мы будем искать ответ на вопрос того, кому мы не доверяем.

3.    Коучинг – менеджмент применим не во всякой организации.

Он подходит компаниям, ориентированным на результат и на сотрудников.Особенно подойдет развивающимся организациям, где есть постоянные изменения: освоение рынков, старт новых проектов, разработка инновационных продуктов и т.д.

4.    Коучинг подходит не для любой ситуации.

Если сказать коротко, то коучинг отлично работает в ситуациях, где нет однозначного решения. К примеру, разработка стратегии, наработка идей, внедрение изменений, «пробуксовка» проектов, решение проблем, выработка инновационных решений, налаживание взаимодействия между отделами, сплочение команды, запуск новых проектов, разработка продуктов, модернизация, вовлечение персонала в «идеи» компании, повышение эффективности работы отдельных сотрудников и т.д.

5. Внедряется в организацию «СВЕРХУ».

Из опыта могу сказать, что ошибкой многих организаций сегодня является внедрение любой новомодной технологии без привязки к бизнес-целям и стратегии организации. Основным критерием такого внедрения является ответ на вопрос: «Как эта технология поддержит наш стратегический план развития, и каков будет возврат на инвестиции?»

Скорость, с которой происходят перемены, требует выхода за рамки привычного мышления, опыта и успешных в прошлом подходов. А времена постепенных улучшений и выжимания сотрудников безвозвратно ушло, настал час изменений привычек, парадигм, нешаблонного мышления и качественного прорыва.

Компания:

Тренер: