Фасилитация как наркотик. На нее очень легко подсаживаешься и потом уже не представляешь, как встречи могут проходить в нефасилитируемом формате. Это чистая правда! Люди, которые знают меня хорошо, не раз выслушивали мой плач Ярославны, после обычных конференций, мастер-классов и встреч, где люди сидят ровными рядами и слушают презентации на протяжении нескольких часов.
А как быть, если вы работаете в небольшой команде и не готовы жертвовать экспертизой одного из членов команды в пользу управляемого процесса? Можно, конечно, пригласить внешнего фасилитатора, но у небольших команд не всегда есть на это бюджет. Как не оказаться сапожником без сапог, расскажу вам на примере нашей команды. Можно сказать, раскрою вам профессиональный секрет, как фасилитаторы готовятся к собственной стратегической сессии.
1. Заведите лист «Mess для стратсессии»
Повесьте в офисе лист флипчарта, на который каждый может записать вопрос, который требует обсуждения всей команды и относится к стратегическим. Каждый сотрудник может приклеить стикер с вопросом, который, по его мнению, отвечает этим двум критериям.
2. Проведите коуч-сессию с руководителем
У нас очень демократичная команда, но как в любой нормальной организации, у нас все-таки есть руководитель. Пусть кто-нибудь из сотрудников снимает запрос с этого человека по всем правилам:) В принципе, этот шаг могу пропустить руководители-интроверты, но если ваш думает когда говорит, то настоятельно рекомендую.
3. Организуйте подготовку
За месяц до сессии, например, на статус-митинге, определите круг тем, которые необходимо обсудить на стратсессии. Сюда же принесите вопросы с листа «Mess». Обычно мы делаем этот так: каждый записывает вопросы на стикеры индивидуально, после чего выклеивает на флипчарт. Затем вопросы группируются и выбираются самые актуальные (все-таки временной ресурс конечен). Это довольно примитивная, но эффективная технология, которая, правда, работает с опытными командами в части фасилитации или с профессионалами. Каждый из нас хорошо представляет типичный процесс стратегической сессии, поэтому мы говорим на одном языке и мыслим в одной логике. Если же ваша команда не имеет большого фасилитационного опыта или только один из членов владеет технологиями фасилитации, именно он должен взять на себя роль фасилитатора статус-митинга.
4. Распределите ответственность
Когда повестка сформирована, определите, кто будет отвечать за какой вопрос. Каждый вопрос имеет две области подготовки: контент и процесс. Определите, кто будет отвечать за каждую из них по каждому конкретному вопросу. Таким образом, роль фасилитатора будет сменяться на протяжении всей сессии, и каждый сможет сделать максимальный вклад.
5. Позаботьтесь о бонусе
В конце последнего дня сессии (да-да, вы не ослышались, мы обычно работаем по 3 дня) мы всегда стараемся включить небольшой обучающий блок. Это может быть передача новых знаний с тренинга, который посетил кто-нибудь из команды, новый инструмент или резюме классной книги. В зависимости от загрузки этот блок может быть больше или меньше, но он всегда служит вишенкой на торте – наградой за проделанную работу.
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы провести качественную сессию собственными силами, даже для небольшой команды. Ищите возможности, а не причины, фасилитируйте, и будет вам счастье!
Кристина Тишина