Формат проведения Elements — шесть параллельных потоков без трансляций — натолкнул меня на нестандартный подход к обзору. Кроме собственных наблюдений, я обратился к помощи других участников конференции. Ведь любое мероприятие строится 50/50 — усилиями организаторов и участников. Первые всё обеспечивают, вторые наполняют и оживляют собой. Поэтому сообща обзор получился более объективным, ведь сколько людей — столько мнений.
Что касается основных тем минувшей встречи экспертов, то это — важность человеческой поддержки и доверия в обучении.
Полина Баранова. ТаймЛизинг (Новосибирск)
Конференция была очень полезной! Во-первых, было место для обсуждения всех значимых трендов и новых реалий сферы. Во-вторых, очень удобно было то, что всё разделили на блоки — можно было выбрать то, что актуально сейчас для меня и конкретно моей компании.
Нетворкинг — восторг! Такое масштабное мероприятие дает ощущение уверенности в том, что сфера обучения персонала популярна и находится на пике развития! После моего выступления подходили знакомиться и задавать вопросы очень классные эксперты из разных компаний, которым откликается моя тема, и ребята из схожих сфер. Мне удалось собрать много полезных контактов, которые я обязательно буду поддерживать!
Про важность другого человека в обучении
Открывала конференцию пленарная секция, гостями которой были: Дмитрий Волков (Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ), Оксана Фетисова (VK), Ирина Германова (ГАУ ИДПО ДТСЗН), Тимур Соколов (The Team), Эльдар Джафаров (Braining Group). Сначала поделюсь основными мыслями, которые я сам выделил.
- Гибрид в обучении невозможен, если часть аудитории сидит в классе, а другая онлайн, то в итоге все захотят перейти в онлайн.
- Просто отдать информацию можно, но это сработает только при продажах. Для обучения нужна рефлексия.
- Фоном — это не обучение, нужна ручка, тетрадка.
- Только навыкового обучения не всегда достаточно, сначала нужно дать понять, что именно изучается.
- Любое обучение без обратной связи невозможно.
- Если человек учится, то у него возникают вопросы.
- Если некому задать вопрос, то теряется качество.
- Обучение без взаимодействия — это просто в мероприятие.
- Старый визуал смотреть не хочется.
- Тимлиды не хотят учиться на программе с приставкой в названии «джун-».
- Если не идут в обучение, то сходите туда сами, проверьте.
- Другой человек в обучении нужен для того, чтобы понять, чего ты не знаешь.
- Полученную информацию нужно прожить.
- Лучший способ научиться — начать учить самому.
- Важна роль человека в момент практики.
- В групповой работе можно учиться у других.
- Но иногда другой человек может в обучении мешать, если у обучающегося личное прошлое связно с детским буллингом.
- Люди платят только за решение своих проблем: временем, вниманием, энергией.
- Причины ухода из компании: не ценят лично, проект, компетенцию.
- Когда человека благодаришь, он начинает раскрываться.
- Не манипулировать, а коммуницировать.
- Не врите, что в обучении будет легко, скажите сразу, что будет интересно, но тяжело.
- В корпоративном обучении мы не следим за обещаниями.
Ольга Искандирова. Открытый портал (Санкт-Петербург)
В этом году конференции исполняется 15 лет, и это примерно столько же, сколько я занимаюсь обучением взрослых. Вот тезисы, которые бы я отметила из пленарной секции, в которой участники рассуждали о том, почему с таким огромным скачком в цифровизации роль обучающего человека по-прежнему важна.
- Человек обучается, когда он узнает что-то, чего не знает.
- Человек обучается не когда что-то делает, а когда думает после того, что он делает.
- В обучении софт-скиллам, где нет верных ответов, важна поддержка сообщества единомышленников.
- Привлечение в качестве спикеров «селебрити» помогает сотрудникам, давно работающим в профессии, понять зоны своего «незнания» и повысить мотивацию к обучению.
- Человек к обучению должен созреть, у него должна появиться осознанная необходимость получить конкретный навык, и именно тогда ученик приходит к наставнику.
- Отсутствие мотивации к обучению имеет более глубокие корни, чем мы привыкли думать — иногда это негативный прошлый опыт, идущий со школы.
- Все, что мы можем сделать, это дать свободу ученику идти за своими потребностями в обучении, и это можно сделать через предложение разных форматов обучения и формы контакта.
- В обучении управленческих команд важна коммуникация.
- Коммуницировать с учениками нужно на понятном им языке.
Про оформление курсов
Для меня всегда важна не только внутренняя составляющая товара, но и его внешний вид, это касается и обучающих продуктов. Поэтому лично для себя я выбрал ряд выступлений про оформление контента. В частности, послушал таких спикеров, как: Анастасия Анисимова (Газпромбанк), Анастасия Симон (Websoft), Алина Чернышова (Корпоративная Академия Росатома), Евгений Ильиных-Курса (СберМаркет).
- Для нас важно, чтобы было красиво. Если некрасиво, может даже казаться, что неудобно.
- Разогревают интерес к обучению минутные трейлеры курсов.
- Учебная программа в виде интерактивного ситкома.
- На внешнюю разработку отдаём только курсы, которые год точно не нужно будет актуализировать.
- Усвоение зависит от подачи. Не сработает, если будет: незаинтересованно, монотонно, безэмоционально.
- Люди любят глазами.
- Современный обучающий продукт = Упаковка + Содержание + Коммуникация.
- Дизайн продукта помогает выдерживать конкуренцию за внимание.
- Контент должен быть простым, привычным, презентабельным.
- Ищите вдохновение в мобильном GameDev и индустрии рекламы!
- Ученик должен быть готов посвящать время обучению, а не тратить его.
- Единые правила расстановки акцентов помогут избежать визуального шума.
- Дизайн обязательно должен быть согласован с заказчиком.
- Наличие UI-kit — гарантия того, что интерфейс будет согласованным.
Елена Медведева. НПО Криста (Ярославль)
Конференция началась с доклада «Человеку нужен человек», и этот посыл был слышен в выступлениях всех спикеров. Основные тезисы, которые я услышала на посещённых секциях:
Ироничная шутка о боли сотрудника по теме обучения помогает добиться персонификации. То есть пользователь начинает понимать, что это действительно про него.
Не нужно скупиться на эмоции. Сухие напоминания, оповещения, новости и т. д. больше не работают. Коммуникация должна быть яркой и вовлекающей. В мире, где информационные потоки сквозят из каждой щели, нужно выделяться.
Пользователи хотят красивые и яркие, но при этом достаточно простые по дизайну курсы. Сотрудники перенасытились видеть нарисованных персонажей. Реализм, 3D и фотографии — залог хорошего и запоминающегося курса.
Эксперты начинают играть все большую роль. Пользователи хотят их знать. Поэтому нужна некая реклама, чтобы показать экспертность экспертов.
Про необходимость в эксперте
Обратите внимание, последний пункт вышеприведенного списка Елены — про экспертов. Этой темой и продолжим обзор. Тем более, что была целая секция, посвященная им. Вот, что мне запомнилось из выступления Елены Киреевой (Корпоративный университет РЖД):
- Проблемы курса без эксперта: поверхностность, шероховатость, сомнения.
- Сильный контент = Методическая компетентность + Экспертиза.
- Экспертный контент = Практика + Эмоции.
- Не должен нарушаться принцип приоритета содержания над формой.
- Хотя бы первый контакт с экспертом лучше провести в очном формате.
- Эксперт необходим при определении целевой аудитории, цели и задач, примеров, кейсов, историй.
- Чем можно мотивировать экспертов на контакт кроме денег? Тщеславием!
В той же секции Юлия Дегтярёва рассказала о школе методистов в рамках Технического университета УГМК. И отдельным разделом при подготовке новых методистов является как раз работа с экспертом. А результат работы школы наглядно виден в реальной экономии средств. После создания курсов методистами, обученными Юлией, предприятия холдинга сэкономили более 5 млн. рублей!
Юлия Дегтярева. Технический университет УГМК (Екатеринбург)
Формат мероприятия очень понравился! Особенно, что это не просто конференция, а, как сказала Елена, праздник для E-learning-специалистов.
В эпоху бесконечного «инфошума» было очень ценно пообщаться с большим количеством настоящих профессионалов, которые действительно думают о том, как сделать качественное обучение. Узнать опыт других компаний, посмотреть на вопросы под другим углом!
Про практику в обучении
О необходимости результативной практики в обучении рассказали Карен Саркисов (eLearning-эксперт) и Екатерина Голомшток (Nova Studio). Вот что подчеркнул в их выступлениях:
- Сколько курсов надо пройти, чтобы научиться плавать?
- Сначала нужно продумать действие от цели, а затем дополнить её теорией, но не наоборот.
- Понять, с какого уровня Пирамиды Блума будет практика.
- Мозгу тяжелее имитировать, поэтому лучше работает практика, привязанная к реальным задачам.
- Избегайте непонятных механик.
- Ставьте цели для каждого этапа обучения.
- Правильные действия — это следствие правильного мышления.
- Правильное мышление строится в последовательности: Знание, Вера, Убеждение, Привычка.

Фрагмент презентации Карена Саркисова
Про сторителлинг
В этой теме приведу мысли, которыми поделились Ольга Чуворкина (Синхронизация) и Вячеслав Морев (Ozon).
- Сообщение без контекста непонятно.
- Если рассказ не о слушателе, он не будет его слушать.
- История должна побуждать: либо здесь и сейчас, либо никогда.
- Истории всем знакомы с детства.
- Через истории мы идентифицируем себя.
- История — мысленное моделирование, которое активизирует работу нашего мозга.
- Говорим про вкус, ощущаем вкус, читаем про звук, представляем звук.
- Не нужна дидактика в истории, не надо говорить «Не делай!», подвели к этому рассказом.
- История связывает теоретический материал с миром реальности.
- История упрощает понимание и интерпретацию факта.
- Лучше всего истории подходят для новичков, осваивающих профессию.
- Эмоция вызывает доверие на биохимическом уровне, повышая «гормон привязанности» — окситоцин.
- Посмотрите на проблему сверху.

Фрагмент презентации Вячеслава Морева
Про цели и оценку эффективности
На выступления про цели обучения и оценку эффективности я не попал, но этот пробел мне помог восполнить Евгений, отзыв о конференции которого не менее исчерпывающий, чем его собственное выступление.
Евгений Курса. СберМаркет (Томск)
На целых два дня мне выпала возможность оказаться на конференции LEARNING ELEMENTS, где в окружении настоящих профессионалов сферы обучения с вдохновляющим бэкграундом, а также полезными выступлениями и мастер-классами, мне удалось почерпнуть много полезного для проектов отдела обучения СберМаркет, а также моей группы разработки электронного контента в частности. При всём этом хочется отдельно отметить и поделиться впечатлениями о тех выступлениях, которые мне запомнились больше всего.
В первую очередь, это погружение вместе с Харитоновой Натальей в оценку эффективности обучения. Начиная от первого уровня по Киркпатрику и заканчивая оценкой обучения в деньгах, запрос на которое сегодня встречается в бизнесе всё чаще и чаще, важно в самом начале понимать не только ожидания бизнеса, но и его готовность к встраиванию системы оценки обучения в свои бизнес-процессы. Как пояснила Наталья, уже на первых этапах работы можно обнаружить, что некоторые заказчики не готовы к структурной и методичной работе с аналитикой, а значит, и не готовы к построению по-настоящему эффективной системы оценки обучения в принципе.
Благодаря выступлению Кашицыной Ксении удалось узнать не только особенности запуска систем обучения в компаниях с самого нуля, но и мысленно вместе пройти все этапы внедрения. Ксения не раз отметила, насколько важно для специалиста по обучению понимать цели и интересы не только бизнеса и сотрудников, но и свои как специалиста по обучению. Понимая это, ещё на самом старте возможно минимизировать возможные риски, отработать возражения бизнеса, а также сформировать реальные и положительные ожидания у всех стейкхолдеров процесса, что позволит намного быстрее внедрить и запустить систему обучения в компании.
Во время мастер-класса Кемаева Олега по визуализации смыслов мне сразу вспомнились основы семиотики из университета. Каково было моё удивление, когда я увидел, как такую серьезную теорию Олегу удалось понятным и простым языком переложить на создание обучающего контента. Во время мастер-класса мы вместе с другими участниками потренировались упаковывать нематериальные и абстрактные понятия в простые и узнаваемые иллюстрации, которые возможно легко встроить в любой обучающий контент. Другими словами, теперь я владею магией «упаковки смыслов».
В заключение хочу отметить завершающее конференцию яркое выступление Тихомировой Елены о влиянии доверия на результат обучения. Во время него меня ни на секунду не покидало чувство, что все два дня конференции, когда абсолютно разные спикеры в своих выступления затрагивали такие понятия, как эмпатия, прозрачность, синхронная коммуникация с сотрудниками и т. п, в действительности же неосознанно говорили и имели в виду именно доверие. Доверие есть более глубокое понятие, которое отражает всё человеческое существование в принципе. Именно поэтому доверие является не просто важной, а обязательной составляющей любого эффективного обучения сотрудников.
Про глубинные подходы в обучении взрослых
Увлекательной была секция про нейрофизиологию и психологию обучения. Всегда интересно находить новые ответы на вопросы: как правильно обучать взрослых и почему не всегда это получается. Здесь актуальна будет обратная связь от Татьяны. А реализация её задумок поможет разобраться в этих вопросах даже тем, кто пропустил данную секцию.
Татьяна Еремина. Сибур Диджитал (Москва)
Конференция мне очень понравилась. С точки зрения контента были интересные спикеры, совершенно точно могу это сказать о секции про менторство. Это первая конференция за последние два года, где я активно фотографировала слайды, потому что они очень полезные! И учитывая то, что вокруг меня всегда очень большое количество людей, то на конференциях я всегда со всеми общаюсь и охотно даю свой контакт. Но сама не всегда беру чужие визитки, а конкретно на этой конференции были какие-то просто уникальные люди, с которыми хотелось обмениваться контактами. И в 90% докладов, на которых я здесь была, у меня действительно был живой интерес к спикерам и к тем, кто подходил ко мне с вопросами. В последнее время я стала ловить себя на том, что мне по работе как будто бы нечему учиться. Учиться хочется, но живого интереса к чему-то конкретно нет. И на эту конференцию я шла, как будто в таком небольшом профессиональном выгорании, и там мне хотелось просто кайфово провести время, самой выступить, промодерировать секцию, посмотреть на знакомых людей, может быть с кем-то познакомиться. И это удалось!
Но самое крутое, что я реально поняла, что я хочу научиться делать презентации смыслами, как это делает компания «Смыслотека». Очень понравились доклады про нейроандрагогику, только не хватило структурности и полноты выступления из-за нехватки времени спикерам. Но мне сразу же захотелось пройти курсы по этой теме, я моментально нашла их в МГУ, нашла их видео на youtube. И решила, что запишу несколько подкастов с этими спикерами. Захотелось сделать с ними воркшоп или какую-то коллаборацию.
Что мне понравилось в организации конференции. Я за здоровое питание и в целом здорово, что не было какой-то супер нездоровой еды, и даже десерты были достаточно легкие. Очень важно, что было большое пространство без толкучки и очередей, которые ужасно портят некоторые другие конференции. Всё было понятно расписано — куда идти, шикарные раздатки, а в этом блокноте хочется сразу начать писать. Из всех конференций, на которых я была, наверное, это лучшая.
Ксения Беспалова. АО «Тандер» (Нижний Новгород)
Была очень насыщенная конференция. Из нового и полезного лично для меня было участие в секции «Что сказал Канеман, или применение Поведенческой науки в обучении». Может потому, что тема довольно новая в обучении, может потому, что психолог к психологии больше тянется))). Если серьёзно, то мы обсуждали мысль учёта влияния внешней среды и уровня тревожности на человека. На человека влияют, ТикТок, Ютуб, блогеры, игры, видео, сериалы и т. д.
Мы, как супер сотрудники корпоративной Академии, думаем, что это никакого влияния не оказывает, и мы можем спокойно навязать свою корпоративную культуру и свой стиль подачи контента. Но это большая ошибка, ведь люди приходят к нам с уже сформировавшимися убеждениями, своим видением процессов, выполнением задач. И не учитывать то, что было заложено в их головах до прихода в компанию к нам — это игра в русскую рулетку, по сути: выстрелит контент или не выстрелит. Лично для себя я отмечу важность оценки внешней среды, того, что формирует у человека убеждения. Это даст возможность быть ближе к пользователю, говорить на понятном ему языке, сразу включать и отсекать ненужную или не правдивую информацию, полученную извне.
И ещё немного про доверие в обучении
Елену Тихомирову лучше слушать живьем, чтобы прочувствовать весь её посыл и экспертизу, поэтому позволю себе лишь несколько фраз:
- Доверять становится сложнее, слишком много подделок.
- Доверие — это актив, как материальные ценности.
- Доверие позволяет обрести уверенность и открытость, а также избавиться от стресса.
- Доверие снижает затраты и повышает качество обучения.
- Последствие недоверия — необходимость постоянной мотивации к обучению.
- При доверии не надо удивлять и поражать.
- Доверие — дорога с двухсторонним движением.
- Чем логичнее, тем больше доверия.
- Если научите есть с ложки, не ждите, что ученик будет есть сам.
- Поощряйте поиск и незнание фактов.
- Говорите про обучение.
- Обещали научить — научите!
Это — та самая ментальная карта, по которой вела своё выступление Елена.
Источник: lifel.ru