Главная › Статьи › Царь-метрика онлайн-обучения: что скрывается за «доходимостью»

Царь-метрика онлайн-обучения: что скрывается за «доходимостью»

Почему доходимость — чуть ли не единственная метрика, которой рынок онлайн-образования измеряет эффективность курсов? Что скрывается за этой «доходимостью»? Какие ещё метрики можно измерять и как на них влиять? Разбирается партнер школы управления и развития талантов Full House Наталия Ландау.

Термин COR (Completion Rate) означает «доходимость курса до конца». Измеряют его так: для расчета нужно разделить число завершивших обучение на число начавших, и умножить на 100.

Для ориентира: на дистанционных онлайн-курсах МООС процент завершивших обучение составляет 3-5% (прочитать, что пишут об этом иностранные источники, можно здесь). На платных курсах с сопровождением доходимость составляет 30-40%, а большие цифры представляются профессионалам нереальными.

Итак, о чем может говорить высокая доходимость? На самом деле, о разном. О том, что курс любопытен, о том, что у обучающегося — «синдром отличника»; о том, что у него — нерушимые дедлайны или нужна работа. Возможно, кому-то хочется перейти на удаленку или просто заработать больше денег, или доказать кому-то что-то, и так далее, до бесконечности. Это всегда смесь факторов внутренней и внешней мотивации. У каждого свое сочетание.

Так что в первую очередь, «доходимость» — это, прежде всего, мотивация слушателя к прохождению курса, способность ее регулировать, и только во вторую — старание «образователей» в работе над факторами внешней мотивации и комфортом образовательного опыта. На внутреннюю мотивацию никто кроме самого учащегося, повлиять, увы, не может. Она или есть, или нет. У кого есть, тот пройдет даже самый нечеловечески спроектированный курс с тонной домашних заданий без дедлайнов и на самой «костыльной» платформе.

А вот на внешнюю мотивацию влиять, хоть и не сильно, но можно! Чтобы понять как, декомпозируем эту метрику до факторов, с которыми можно работать.

Уровень сложности. Контент должен быть подходящего уровня сложности: не слишком легкий, но и не слишком сложный. И то, и другое губительно для доходимости. Что делаем, чтобы узнать уровень подготовки вашей аудитории? Анкетируем, тестируем, общаемся и опрашиваем. Если нужно — проводим предварительную подготовку. Особенно это важно, если по каким-то причинам на курсе встречаются студенты разного уровня подготовки. Одних нужно подготовить, подтянуть с точки зрения знаний. Других — подготовить морально. Чтобы они понимали, что их ждет хорошо известный контент. Он будет вот такого-то объема и продолжительности, и нужен для полноты картины и повторения базы.

Ожидания и реальность. Что заявлено организатором на лендинге или в отделе продаж — должно исполняться. Обещаете контент на 120 часов, персонального наставника, практику на реальных проектах — делайте.
И пожалуйста, не гарантируйте трудоустройство, это не в вашей власти.

Темп и нагрузка. Изучаем образ жизни ваших студентов, спрашиваем, сколько времени они готовы уделять учебе, в каком темпе проходить занятия и делать задания, как часто и долго общаться с наставниками и однокурсниками.

Время просмотра контента (в случае с видео или вебинарами). Как? Делаем видео короткими, четкими, вебинары — с перерывами и переключением активностей. В обоих случаях тщательно готовим спикеров и делаем приятную картинку. Если позволяет бюджет — добавляем в видео графику и субтитры, и помним о том, что хороший вебинар снимают в интересных интерьерах, на профессиональную камеру и с дополнительным светом. Платформа должна быть удобной, чтобы обеспечить студенту «бесшовный» переход между гаджетами. Начал проходить занятие на ноутбуке на работе, поехал домой — переключился в дороге на мобильный, а дома — на планшет. Всё должно быть комфортно, без необходимости каждый раз отматывать контент до нужного места.

Количество выполненных домашних заданий. Очевидно, что чем больше заданий выполняют студенты, тем лучше усваивают материал. Как влиять на их выполнение? Давать задания подходящей сложности, соответствующие уровню подготовки студентов. Не задавать слишком громоздких заданий, по возможности, декомпозировать их. Ставить дедлайны на выполнение и давать персональную обратную связь. Использовать рейтинги и подключать эффект соревновательности.

Качество усвоения материала. Стараемся сделать так, чтобы контент отложился в головах студентов на продолжительное время. Как? Познакомьте их с практикой, знания на которой будут применяться сразу. Обеспечьте оптимальный режим повторения, в том числе с помощью небольших вопросов и тестов. Если не слышали о кривой забывания Эббингауза — читайте тут и адаптируйте рекомендации к своим программам.

Активность участия в обсуждениях. Помимо традиционной пары учитель-ученик, обучение идёт и через общение с однокурсниками. Чем больше студенты дискутируют и спорят друг с другом, тем глубже погружаются в тему, лучше запоминают материал. Как мотивировать однокурсников к общению? Сделать чат группы в мессенджере, провоцировать профессиональные споры, модерировать дискуссии, делиться дополнительными материалами, спрашивать и давать рекомендации.

Трудоустройство, смена работы или рост (в том числе финансовый) на текущем месте после окончания курса. В интересах организатора — обеспечить высокий процент трудоустройства, если студенты пришли за новой профессией, и хорошие переходы по карьерной лестнице, если пришли за апгрейдом.

Так, для примера, известный американский образовательный проект General Assembly измеряет успешность своих программ количеством выпускников, которые находят постоянную оплачиваемую работу на полный день по нужной им специальности в течение 180 дней после начала поисков (по данным специального доклада журнала «The Economist», выпущенного 14 января 2017 года).

Как обеспечить карьерный рост и трудоустройство? Во-первых, привлекать карьерных консультантов, чтобы помогали с самопрезентацией и резюме. Во-вторых, рекомендовать студентов потенциальным работодателям, устраивать «дейтинги», приглашать работодателей на презентации студенческих работ.

Источник: fh.school