Главная › Статьи › 8 черт хороших фасилитаторов

8 черт хороших фасилитаторов

Утверждаю, что 8 черт хороших собеседников характерны и для хороших фасилитаторов! Аналогия здесь уместна!

1. Взгляд с новой точки зрения

Хороший собеседник смотрит на вещи с новой точки зрения и имеет нестандартное мнение об известных предметах.

Хороший фасилитатор умеет вместе с группой посмотреть на известное с новой точки зрения и имеет для этого специальные инструменты.

Как правило, на рабочих встречах собираются сотрудники разных функций и разных уровней, и правильное обсуждение вопроса начинается с построения понимания других точек зрения и формирования расширенной картинки «as is to be». Это – необходимый этап прежде, чем группа начнет искать решения и составлять планы действий!

 

2. Широкий кругозор

Хороший собеседник отличается широким кругозором. Он думает и говорит о вопросах и событиях, выходящих далеко за пределы повседневных интересов.

Хороший фасилитатор просто не может себе позволить не обладать широким кругозором. Обязательная часть его работы — пополнение знаний по моделям стратегического анализа и планирования, классическим и современным управленческим теориям, освоение теории и практики психологии и социологии.

Кстати, знания из истории, литературы, музыки, кино не раз выручали цитатами и метафорами и опытных, и начинающих фасилитаторов.

Что хорошо — расширение кругозора фасилитатора происходит всякий раз во время подготовки сессии, поскольку хочешь-не хочешь, а приходится осваивать и/или углублять новую область знания, внутри которой находится контент обсуждения. Вот такое постоянное расширение кругозора естественным путем 🙂

3. Энтузиазм

Хороший собеседник отличается энтузиазмом: во всем, что он делает в жизни, он проявляет страсть и интересуется тем, что вы говорите ему в данный момент.

Хороший фасилитатор тоже по-настоящему любит работать с группами, просто потому, что это дает ему энергию:)

4. Не говорить все время о себе

Хороший собеседник не говорит все время о себе.

Хороший фасилитатор строит процесс обсуждения таким образом, чтобы в центре процесса находились участники, а не он, как ведущий.

Среднее соотношение активности группы и ведущего я бы обозначила как 20/80 или 30/70

 

5. Любознательность

Хороший собеседник любознателен и не стесняется спросить: «Почему?»

Хороший фасилитатор умеет формулировать точные вопросы и структурировать ответы группы так, чтобы в итоге получилась общая картина с элементами новизны и свежести для каждого!

 

6. Сопереживание

Хороший собеседник умеет сопереживать. Он умеет поставить себя на Ваше место и сформулировать свое отношение к тому, что Вы говорите

Хороший фасилитатор обладает развитой эмпатией.
Но как прочувствовать каждого, когда в группе 15-20 человек? А когда 100, 200, 300?

Опытные фасилитаторы (и тренеры) знают, что группа имеет свойство соединяться в единый организм и такой простой инструмент как Circle of intervention через наблюдение-интерпретацию-решение помогает фасилитатору регистрировать эмоциональный настрой группы и отдельных ее членов.

Конечно же, фасилитатор сможет использовать этот инструмент только если слышит и понимает собственные чувства. Другого пути нет.

 

7. Чувство юмора

Хороший собеседник обладают чувством юмора и даже больше — умеет рассказывать смешные истории о самом себе.

Хороший фасилитатор придерживается правила «Меньше шутить самому, больше смеяться над шутками группы!» и сочетает хорошее чувство юмора с уместностью шутки.

Невозможно сосчитать, сколько раз спонтанная и уместная шутка помогала работе группы, но когда я учу начинающих фасилитаторов (кстати, при этом чаще всего это далеко не начинающие HR, тренеры, руководители) и речь заходит о месте шутки в сессии, я говорю о 2-х вещах — дистанции и общем языке.

Дистанция между участниками и между фасилитатором и группой сокращается в ходе совместной работы. Делая что-то вместе, люди неизбежно становятся ближе друг к другу, но темп этого сближения в каждой группе свой. Шутка может помогать сближению или…стать маркером его нарушения.

Если ведущий, не чувствуя темпа и настроя группы, через шутку навязывает группе более высокий темп сближения, то чаще всего реакция будет такова — большинству не смешно, остальные неловко улыбаются.

Это не значит, что в начале сессии ни в коем случае нельзя шутить, просто шутки должны быть мягкими, позитивными и общими. Когда группа «разогреется», неизбежно появятся мемы именно этой группы. Ведущему важно не пропустить этот момент и поддержать формирование общего языка группы через шутки, истории и метафоры, которые всегда рождаются внутри группы.

 

8. Собственный стиль

Хороший собеседник имеет собственный стиль ведения разговора.

Хороший фасилитатор имеет собственный стиль ведения рабочей встречи.

Для меня это — аксиома.

Как понять свой собственный стиль, как его сформировать, как его развивать. Еще много интереснейших аспектов этого вопроса можно исследовать.

Готова сделать это…в следующий раз:)

Марина Курдова,

Эксперт в области фасилитации