Утверждаю, что 8 черт хороших собеседников характерны и для хороших фасилитаторов! Аналогия здесь уместна!
1. Взгляд с новой точки зрения
Хороший собеседник смотрит на вещи с новой точки зрения и имеет нестандартное мнение об известных предметах.
Хороший фасилитатор умеет вместе с группой посмотреть на известное с новой точки зрения и имеет для этого специальные инструменты.
Как правило, на рабочих встречах собираются сотрудники разных функций и разных уровней, и правильное обсуждение вопроса начинается с построения понимания других точек зрения и формирования расширенной картинки «as is to be». Это – необходимый этап прежде, чем группа начнет искать решения и составлять планы действий!
2. Широкий кругозор
Хороший собеседник отличается широким кругозором. Он думает и говорит о вопросах и событиях, выходящих далеко за пределы повседневных интересов.
Хороший фасилитатор просто не может себе позволить не обладать широким кругозором. Обязательная часть его работы — пополнение знаний по моделям стратегического анализа и планирования, классическим и современным управленческим теориям, освоение теории и практики психологии и социологии.
Кстати, знания из истории, литературы, музыки, кино не раз выручали цитатами и метафорами и опытных, и начинающих фасилитаторов.
Что хорошо — расширение кругозора фасилитатора происходит всякий раз во время подготовки сессии, поскольку хочешь-не хочешь, а приходится осваивать и/или углублять новую область знания, внутри которой находится контент обсуждения. Вот такое постоянное расширение кругозора естественным путем 🙂
3. Энтузиазм
Хороший собеседник отличается энтузиазмом: во всем, что он делает в жизни, он проявляет страсть и интересуется тем, что вы говорите ему в данный момент.
Хороший фасилитатор тоже по-настоящему любит работать с группами, просто потому, что это дает ему энергию:)
4. Не говорить все время о себе
Хороший собеседник не говорит все время о себе.
Хороший фасилитатор строит процесс обсуждения таким образом, чтобы в центре процесса находились участники, а не он, как ведущий.
Среднее соотношение активности группы и ведущего я бы обозначила как 20/80 или 30/70
5. Любознательность
Хороший собеседник любознателен и не стесняется спросить: «Почему?»
Хороший фасилитатор умеет формулировать точные вопросы и структурировать ответы группы так, чтобы в итоге получилась общая картина с элементами новизны и свежести для каждого!
6. Сопереживание
Хороший собеседник умеет сопереживать. Он умеет поставить себя на Ваше место и сформулировать свое отношение к тому, что Вы говорите
Хороший фасилитатор обладает развитой эмпатией.
Но как прочувствовать каждого, когда в группе 15-20 человек? А когда 100, 200, 300?
Опытные фасилитаторы (и тренеры) знают, что группа имеет свойство соединяться в единый организм и такой простой инструмент как Circle of intervention через наблюдение-интерпретацию-решение помогает фасилитатору регистрировать эмоциональный настрой группы и отдельных ее членов.
Конечно же, фасилитатор сможет использовать этот инструмент только если слышит и понимает собственные чувства. Другого пути нет.
7. Чувство юмора
Хороший собеседник обладают чувством юмора и даже больше — умеет рассказывать смешные истории о самом себе.
Хороший фасилитатор придерживается правила «Меньше шутить самому, больше смеяться над шутками группы!» и сочетает хорошее чувство юмора с уместностью шутки.
Невозможно сосчитать, сколько раз спонтанная и уместная шутка помогала работе группы, но когда я учу начинающих фасилитаторов (кстати, при этом чаще всего это далеко не начинающие HR, тренеры, руководители) и речь заходит о месте шутки в сессии, я говорю о 2-х вещах — дистанции и общем языке.
Дистанция между участниками и между фасилитатором и группой сокращается в ходе совместной работы. Делая что-то вместе, люди неизбежно становятся ближе друг к другу, но темп этого сближения в каждой группе свой. Шутка может помогать сближению или…стать маркером его нарушения.
Если ведущий, не чувствуя темпа и настроя группы, через шутку навязывает группе более высокий темп сближения, то чаще всего реакция будет такова — большинству не смешно, остальные неловко улыбаются.
Это не значит, что в начале сессии ни в коем случае нельзя шутить, просто шутки должны быть мягкими, позитивными и общими. Когда группа «разогреется», неизбежно появятся мемы именно этой группы. Ведущему важно не пропустить этот момент и поддержать формирование общего языка группы через шутки, истории и метафоры, которые всегда рождаются внутри группы.
8. Собственный стиль
Хороший собеседник имеет собственный стиль ведения разговора.
Хороший фасилитатор имеет собственный стиль ведения рабочей встречи.
Для меня это — аксиома.
Как понять свой собственный стиль, как его сформировать, как его развивать. Еще много интереснейших аспектов этого вопроса можно исследовать.
Готова сделать это…в следующий раз:)
Марина Курдова,
Эксперт в области фасилитации