Главная › Статьи › 7 кризисных трендов в управлении личными знаниями

7 кризисных трендов в управлении личными знаниями

Как в период перемен повысить самооценку и свою «рыночную стоимость», а также выполнить свои планы и желания?

В июле 2020 мы впервые на постсоветском пространстве провели исследование «Управление личными знаниями: новые возможности для достижения успеха». В нем приняли участие 350 человек из Казахстана, Украины, Армении и России. Респонденты отвечали на 13 вопросов и могли одновременно выбрать несколько из них.

Анализируя результаты, я обнаружила семь интересных трендов. Некоторыми из них поделюсь в этой статье. В ней также использованы результаты других наших опросов и исследований.

«Я управляю своими знаниями на 7 баллов из 10»

Большинство (30%) участников считают, что управляют своими знаниями на 7 баллов из 10.

Интересно, что 18% управляет ими на 9-10 баллов. 17% оценивают свои возможности управления личными знаниями на 8 баллов, а 1-2 балла не указал ни один респондент. Вы скажете — оценки субъективные. Согласна, это так. Мало того, эти показатели изменчивы. Чем больше человек осознает свою компетентность, навыки, опыт, понимает, что именно он знает и умеет, где и как он может применить свои знания и способности, тем выше его уверенность в своих силах, и тем ниже стресс при изменениях. Осознавая, что мы знаем, а что — еще нет, мы скорее занизим свой балл. Как считал Сократ, «чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». Поэтому «умудренные опытом и умениями» люди часто ставят себе более низкие оценки. А это создает стимул и новые возможности для развития.

Есть и обратный процесс. Самооценка качества управления своими знаниями меняется, когда человек уделяет больше внимания этой теме. Чем пристальнее наблюдение и анализ, тем выше осознание своих компетенций, уверенность в себе и своих силах, и выше баллы, которые мы себе ставим.

Семь компетенций управления личными знаниями

Большая часть вопросов нашего исследования связана с семью компетенциями управления личными знаниями. Мы изучали важность каждой из них в каждодневной и профессиональной жизни человека во время перемен, неуверенности, изменения акцентов, при неопределенности будущего. Как влияют компетенции управления личными знаниями на возможности принимать взвешенные решения, научаться осознанно изменять свою жизнь, как может расти личная эффективность и ощущение успешности в жизни?

Что же нужно уметь, чтобы управлять своими знаниями на все 100? Вот семь нужных компетенций.

Компетенции управления личными знаниями тесно связаны между собой, они взаимно дополняют и влияют друг на друга. Развивая одни из них, мы воздействуем также и на остальные.

Как не повторять свои ошибки в новых проектах

Для 8,1% участников исследования важно создавать свои «истории успешного решения задач» или «истории успеха». По важности эта задача на пятом месте из десяти. Такие истории можно масштабировать, опираться на свои успехи при решении других задач, делиться и обмениваться ими с другими людьми.

А вот хотят не повторять своих ошибок только 5%. И это, пожалуй, самый удивительный тренд исследования. Могу предположить, что остальные участники не верят в возможность предотвращения ошибок, и не знают, как этого добиться.

Всего 5% считают важным «извлекать уроки» из своих активностей. Этот и предыдущий результаты показывают самые низкие цифры исследования. Как выявить свой успешный опыт, «историю успеха», если не анализировать активности и не извлекать из них уроки?

Тема «научения на ошибках, «получения лимонада из лимонов» остается по-прежнему болезненной на постсоветском пространстве. «Синдром двоечника» — когда страшно неприятно работать над ошибками. Работаешь над ошибками — значит, провинился, ошибся, оставлен после уроков, неудачник. Помните — мы со школы воспринимаем работу над ошибками как навязанную учителем дурацкую работу. Так считают около 80-85% людей. А как насчет «работы над успехами»? Чтобы масштабировать свои успехи, повышать компетенции и самооценку?

Самый простой способ не повторять ошибок, но масштабировать «истории успехов» — извлекать уроки из своих процессов, проектов, любых активностей. Не повторять свои ошибки, масштабировать успехи — это цель, а способы «извлечения уроков» — инструмент, средство ее достижения. Поэтому они так связаны друг с другом. Анализировать результаты, находить успехи и точки для роста можно по крайней мере пятью способами, самые известные из них, применяемые в корпоративной практике — Разбор Полетов и Ретроспектива. В практике управления личными знаниями также есть подобные техники.

Недавно я спросила 50 участников моих программ — что они чувствуют, когда слышат про «извлечение уроков»? Около 70% опрошенных связывают «извлечение уроков» с чем-то неуспешным и чувствуют негативные эмоции: неудача, неуспех, поражение, не на высоте, не справился, не получилось. И только одна треть — ощущает новые возможности и перспективы. «Это единственный способ «самонаучения», — заметила одна из участниц.

Подробно о выгодах «самонаучения» с помощью «извлечения уроков» в еще одном нашем исследовании 2019 года рассказали менеджеры и руководители проектов.

Мнение менеджеров и руководителей проектов:

  • личная эффективность растет, потому что вы исправляете ошибки и можете применить свои успешные стратегии;
  • когда применяете свой успешный опыт, быстрее двигаетесь к цели;
    лучше управляете своим временем, потому что быстрее анализируете большие массивы информации;
  • каждый ваш следующий проект эффективнее предыдущего — ведь вы не «наступаете на грабли» и «не изобретаете колесо»;
  • ваши решения более верные, вы лучше понимаете, какие действия и ситуации приведут к успеху, а какие нет;
  • вы получаете ценность от каждого события и мероприятия, вы умеете «извлекать золото из руды»;
  • ваше конкурентное преимущество на рынке растет — вы быстрее адаптируетесь и можете использовать свой опыт;
  • у вас новые возможности развития без инвестиций;
  • стрессоустойчивость и самооценка растут, ведь вы лучше понимаете свою ценность;
    благодаря быстрым и верным решениям у вас больше времени для семьи и любимых занятий;
  • вы меньше зависите от окружения и среды, и поэтому — более успешны, осознанно реализуете свои планы;
  • вы можете использовать свои знания, таланты, опыт и умения в полную силу, жизнь становится более наполненной;
  • растет ваш профессионализм, ведь вы анализируете свои бизнес-процессы и получаете новый опыт;
  • качество жизни улучшается, ведь принимаете более верные решения, не тратите время попусту, умеете предотвращать ошибки.

Как развить эту важную компетенцию управления личными знаниями — драйвер постоянного роста? Самое важное — отнестись к «извлечению уроков» как к возможности научения и развития. Преодолевать лень и «нехватку времени». Использовать простые техники, требующие небольших затрат времени.

Более подробно о секретах успеха одного из способов «самонаучения» я рассказала в этой статье. Она про корпоративную практику, но актуальна и для каждого человека. Тогда осознание возможностей масштабирования успеха и предотвращения ошибок станет выше, и каждый ваш новый проект станет успешнее прошлого.

Как эффективно обмениваться знаниями, информацией, опытом

Только 6% участников исследования считают важным эффективно обмениваться знаниями и опытом. Как следует из других наших исследований, для этого также есть причины — опасения, страхи и культура недоверия. Особенно ярко они проявляются в профессиональной жизни. 70% людей отмечают, что им страшно делиться знаниями: поделюсь — уже не буду важной и нужной персоной; информацию могут использовать против меня; поделюсь — постоянно будут спрашивать и отвлекать; это отнимает слишком много времени; поделюсь, а вдруг — неправильно или не поможет?

Интересно, что абсолютное большинство респондентов других наших опросов и исследований оценивают свою компетенцию обмениваться опытом и информацией не более, чем на 5-6 баллов из 10. Может быть, это упущенные возможности?

Возможно, и необязательно обмениваться тем, что знаем, можем, умеем с другими людьми? Но представьте ситуацию, для выхода из которой у вас нет опыта. Или кто-то уже решил похожую задачку более простым способом. Возможно, есть способ вообще ее не решать, а получить результат другим путем. Новые возможности, меньше ошибок, короче путь, лучше результат. Гораздо проще, а иногда это единственный выход, воспользоваться опытом других. Делящийся свои опытом также получает пользу, ведь он структурирует свой опыт, делает новые выводы, получает инсайты и обратную связь. Так что обмен опытом и знаниями — взаимополезный и весьма выгодный процесс.

Случай из практики:

Когда особенно нужен опыт и «истории успеха» других людей. Автомобильная авария с очень серьезными повреждениями автомобиля произошла с водителем, который раньше никогда не попадал в аварии. Информация в интернете оказалась малодостоверной, противоречивой, не пригодной для практических действий. Поиск и сбор достоверных экспертных мнений, своя собственная методика задавания «правильных» вопросов и планирования действий, решительность и намерение спасти машину вопреки мнению многих помогли найти нужных людей, получить экспертный опыт, свести их в детальный план действий на каждый день, найти деньги для масштабного ремонта, и через три месяца, в период карантина, получить отремонтированный автомобиль за приемлемую сумму.

Можно ли развить эту компетенцию и научиться обмениваться знаниями лучше? Конечно!

  • Знать, что именно ты знаешь — в чем твоя сила, чем ты можешь поделиться с другими.
  • Понимать, чего ты еще не знаешь, например, для выполнения своего «проекта мечты» или «кризисного проекта» как описано в примере выше.
  • Знать, кто имеет нужный опыт.
  • Уметь задать правильные вопросы, чтобы получить нужные ответы.
  • Понять свою мотивацию — у каждого есть свои приоритеты, чтобы делиться и обмениваться опытом.

Возможно, вы хотите, чтобы у других тоже получилось, поэтому вы делитесь своим успешным опытом. Или вам интересно узнать мнение других. Всего около 25 таких «мотивов». Поняв свои «мотивы», вы сможете осознанно их использовать и обмениваться опытом с пользой для себя.

Как освободиться от инфоперегрузки и «получать золото» из информационной руды

Одной из приоритетных задач для 12,3% респондентов нашего исследования является возможность и способы предотвращения информационной перегрузки. Этот выбор на втором месте рейтинга важности. Гнет чрезмерного потока информации ощущает почти каждый человек.

По мнению участников нашего новейшего мини-исследования августа 2020 года, перегружающий нас информационный поток состоит из такой информации, которую невозможно использовать, она не нужна и не важна, ее слишком много — «невозможно съесть», она не интересна и не релевантна, ее польза сомнительна, мешает выполнять нужные задачи, сбивает с толку и раздражает, вводит в стресс и даже панику, и не дает принять верные решения.

Это же мини-исследование показало, что больше 75% респондентов ощущают себя свободными от информационной перегрузки только на 3-6 баллов из 10.

В новой информационной реальности живет почти каждый человек, и многие тонут в этом потоке. Что нас больше всего перегружает? Из 15 источников перегрузки участников мини-исследования больше всего перегружают социальные сети — 65% и новости 41%.

Качество жизни становится лучше, если осознанно влиять на информационный поток вокруг себя, развивая эту компетенцию управления личными знаниями. Есть два распространенных способа не допускать информационной перегрузки.

«Информационный шаббат» — периодическое и временное отключение от источников информации, чаще всего во время отпуска или новогодних каникул. Иногда его называют «информационным детоксом».

Второй способ — «осознанное потребление информации» как возможность ее предотвращения. «Информационный шаббат» как единственную возможность преодоления перегрузки предпочитают только 4% участников мини-исследования, а 65% выбирают использовать оба способа в разных ситуациях.

30% выбирают «осознанное потребление», а это и есть возможность развития компетенции «я преодолеваю инфоперегрузку и могу найти ценность в потоке информации». «Осознанное потребление информации» включает семь принципов:

  • Я знаю, что мне необходимо, и где это найти.
  • Я осознанно выбираю из инфопотока то, что мне важно.
  • Я выбираю лидеров мнений, в том числе в профессиональной сфере.
  • Я выбираю то, что мне интересно.
  • Я осознанно отсекаю все неважное для меня.
  • Я выбираю людей для коммуникаций.
  • Я сам делаю свой день, что означает ежедневное планирование.

«Осознанное инфопотребление» требует времени для размышлений и изменений в жизни, но, как показала практика, позволяет повысить ощущение свободы от перегрузки в разы, например, с 4 до 9-10 баллов из 10.

Как в полной мере использовать свои знания, умения, способности

Эта тема на первом месте по важности для участников исследования, ее выбрали 12,9%. Многие чувствуют сейчас недостаточную востребованность своих умений и способностей. Кто-то планирует изменить специализацию, и находится в поиске новых решений. Большинство не в полной мере осознают свои компетенции, ценит свой опыт, кто-то не верит в себя. Есть вероятность, что эта цифра — временная, ощущение недооцененности и неполного применения своих знаний, талантов, умений связано с эпидемией. Скорее всего этот процент снизится через некоторое время.

Чтобы повысить эту компетенцию, важно «знать, что именно ты знаешь». Кто-то удивляется — как можно не знать, что именно ты знаешь? А другие уверены, что осознавать весь свой опыт, умения, способности невозможно. Ведь большая часть знаний, умений, опыта находятся в скрытой, неосознаваемой нами форме. Это наши неосознанные компетенции. «We only know what we know when we need to know it» — «Мы узнаем, что мы знаем, только тогда, когда нам нужно это знать», — считает David Snowden. Трудно выявить и перевести в явную форму все знания, проще выявить, оценить и описать их для конкретной задачи.

Случай из практики:

Начинающая бизнесвумен мечтала открыть свой оздоровительный центр, но была уверена, что ее умений, опыта, способностей недостаточно для этого. Работая над визуализацией своей мечты, она вспоминала и оценивала все нужные для ее реализации умения, опыт, знания, способности, контакты, свои способы решения задач, чтобы наметить план их развития. В этом примере наиболее важными для решения задачи оказались ее опыт, способности и контакты. Они же получили высокие оценки 8-10 из 10. Опираясь на свой опыт — когда-то она руководила детским оздоровительным лагерем, — целеустремленность, свои методики оздоровления, способы аргументации и коммуникаций, имеющиеся контакты и взаимосвязи, бизнесвумен может реализовать свой «проект мечты». Ее компетенции стали осознанными, и она поверила в свои возможности. Через 6 месяцев она получила грант и открыла центр на берегу Волги.

Когда мы переводим наши опыт, умения, таланты, взаимосвязи в «явную», осознанную форму, приходит понимание своих истинных компетенций и возможностей. Таким образом создаются осознанные компетенции, которые легко применить.

Как развить компетенции управления личными знаниями?

Наверное — вы уже получили ответ на этот вопрос. Кто-то скажет — зачем нам их развивать, «нас и тут неплохо кормят». Это ведь отчасти правда. Вопрос в том, как во времена перемен найти новые возможности и ресурсы для развития бизнеса, саморазвития, понять ценность своего опыта и компетенций, повысить самооценку и свою «рыночную стоимость», изменить свою жизнь, вырасти в любимой профессии, поменять ее на еще более любимую, исполнять свои желания, стремиться к новым успехам и все прочее, что нам нужно и важно. Именно такие возможности самопознания и саморазвития дает управление личными знаниями.

Мы обычно не знаем, что именно мы знаем, и не применяем все свои знания, умения, таланты в полной мере. Если мы чувствуем гнет информационного потока, то не можем «отделить зерна от плевел» и принимать верные решения. Если нам трудно обмениваться и делиться своим опытом, то мы не сможем получить «синергетический эффект». Словом — когда не все семь компетенций управления личными знаниями у нас на высоте, мы не используем свои потенциальные возможности. А это уже упущенная выгода.

Как же понять — какие из компетенций управления личными знаниями нужно развивать? Есть две точки зрения. Одна из них — развивайте те, которые слабее. Другая — противоположная, увеличивайте свои сильные стороны, и повышайте конкурентное преимущество. Я предлагаю третий вариант: давайте развивать те из компетенций, которые важны для вас именно сейчас и при условии наличия ресурсов. Подводя итоги, приведу несложный алгоритм, состоящий всего из пяти шагов.

  1. Чтобы оценить — нужно измерить, так что измеряем и оцениваем каждую компетенцию, например, по 10-ти балльной шкале.
  2. Проанализируем — одинаково ли они важны для нас? Есть ли ресурсы для развития всех одновременно? Таким способом мы определяем свои приоритеты. Чаще всего из 7 компетенций приоритетны 3-4. В будущем наши приоритеты поменяются.
  3. Размышляем и планируем: что можно сделать для их развития? С кем посоветоваться, что прочитать-посмотреть, где и чему поучиться? Обращаем внимание на описанные выше возможности развития компетенций. Обычно приходит много идей и первый набросок плана включает до 10 действий для развития каждой приоритетной компетенции.
  4. Составляем план развития каждой нужной компетенции и заносим в него все свои идеи.
  5. Включаем идеи и действия в ежедневные планы и начинаем их выполнять!

Есть интересное наблюдение. Мы только планируем действия для развития компетенций управления личными знаниями, а в жизни уже происходят позитивные перемены!

Автор: Мария Мариничева, руководитель (Москва)

Источник: e-xecutive.ru