Главная › ОБУЧЕНИЕ КРУПНЫМ ПЛАНОМ › Медея Ахвледиани: тренер-шоумен не построит систему обучения в компании

Медея Ахвледиани: тренер-шоумен не построит систему обучения в компании

Информация о собеседнике: 
 
Бизнес–тренер,  сертифицированный коуч и  консультант  в области управления персоналом. 
Опыт работы бизнес-тренером  – с 2003 года
Опыт работы   HR – директором  – с 2002 года
Организатор и ведущая  HR-клуба «BEDИ!».  Автор   обучающего  курса  для тренеров и специалистов по обучению, программы  «Менеджер по персоналу».  Разработчик и участник проектных работ  в области управления персоналом.
 

 
Медея Ахвледиани: Мне нравятся тренеры-шоумены. Как фейерверк они могут сильно  и быстро  зацепить слушателей. Это порождает энергию, которая (при условии, что она останется до конца тренинга) рождает желание действовать: разрабатывать, учить, применять. Но фейерверк погас, о нем забудут, так и тренер-шоумен не построит систему обучения в компании. 
 
Аспект: Медея, Вы – опытный тренер  и знаете, каким образом организовать обучение в компании. Расскажите, с чего начинали,  как Вам удавалось (не удавалось) наладить процесс обучения  в компаниях, где Вы работали? 
 
М. А.: Фактически, во всех компаниях, где я работала, системы  обучения не было. Конечно,  некоторых сотрудников  и ранее отправляли на  индивидуальное краткосрочное обучение.  Но    это  нигде не фиксировалось,  никем  не контролировалось и «Копилка знаний компании» – не наполнялась.
 
С чего начинала? Везде по-разному. В 2002/2003  году   в Офистоне,   в первый год моей работы в коммерческой фирме, до этого я была учителем русского языка и литературы высшей категории, я  организовала  корпоративный тренинг продаж по запросу руководства и сотрудников, – он дал начало оценке персонала и дальнейшему обучению. Позже  там же произошел конфликт между менеджерами по продажам  и водителями – экспедиторами. Собрала информацию, подготовилась и провела тренинг   эффективного общения.  Это сейчас я понимаю, чем я рисковала, –  какие разные целевые группы сотрудников у меня присутствовали, а тогда очень хотелось решить  конфликт и наладить взаимодействие. Было трудно, но  благодаря  тренингу  обе стороны  поняли друг друга и договорились о взаимодействии.  Условия соблюдались 2-3месяца, потом конфликты начали повторяться.  И  здесь стало понятно, что обучение не должно быть разовым и в отрыве от остальных процессов компании. Поэтому мы пошли дальше: собрали заявки и запросы, ввели обучающие субботы, расписали программу на месяц, два, три, информировали сотрудников и распространили это на другие  подразделения  ГК "Белкантон".  
 
Позже в "Евроэнерго", в "Сильверадо", в "Айти-тай" я придерживалась этого принципа: начать с малого, но важного и нужного,  а потом развивать в системе. 
 
В "Сильверадо" начинали, в первую очередь, с обучения новых продавцов, администраторов, кассиров,  в "Айти-тай" – так как отдел продаж создавали с нуля –  вместе с руководителем мы расписали обучение на  первый месяц адаптации, особенно первую неделю,  и это были не только продажи,  – шло обучение продукту,  взаимодействию с другими  службами, работе с документами. 
 
Аспект: У Вас были программы/планы обучения или все происходило стихийно?
 
М.А.: Было по-разному. Программы, планы особенно эффективны после оценки персонала. Легче всего начинать обучение в компании с 3-месячной или полугодовой программы.  
 
Аспект: На Ваш взгляд, что должно произойти в компании, чтобы было принято решение  о необходимости обучения сотрудников?
 
М.А.: Я вижу два фактора. Первый –  наличие  лидера мнений. В компании должен быть человек, который увидит и скажет, что необходимо обучение персонала. Этому человеку должны доверять другие сотрудники и руководство компании. Это может быть  хороший HR  или руководитель торгового подразделения. Второй фактор  –  в компании возникает какая-то проблема, кризис, обвал продаж. И тогда руководство понимает, что срочно нужно принимать меры, иначе все рухнет окончательно. Нередко такой необходимой мерой становится обучение сотрудников. 
 
Аспект: Как, по-Вашему, нужно определять потребность в обучении того или иного сотрудника и выбирать обучающее направление?
 
М.А.: Легче всего это сделать, как я уже говорила,  после оценки персонала, анализа результатов. Или выявить потребности у руководителей среднего звена с помощью анкетирования, наблюдения, беседы, интервью, письменного опроса. И это все работа HR-а либо штатного тренера. 
 
Аспект: Вы знаете немало тренеров, белорусских и зарубежных, скажите, на какие критерии нужно ориентироваться при выборе внешних преподавателей, внутренних тренеров, программ или тренингов? Что является путеводной звездой в этой сфере?
 
М.А.: Я считаю, что тренер должен быть системным, гибким,  умеющим подстроиться под индивидуальные особенности компании. И, конечно, должен вдохновлять. На мой взгляд, идеальный вариант обучения – это совмещение работы внутреннего тренера с внешним, возможно,  маститым и известным.  И всегда хорош тот тренер (и та обучающая компания), который расскажет заказчику о  нюансах обучения  открыто. Это к вопросу о гибкости, компетентности, клиентоориентированности
 
Аспект: Хорошо. Тренеров выбрали, программу тоже. Как же мотивировать сотрудников компании на обучение, чтобы не вызвать волну сопротивления? 
 
М.А.: После оценки,   при обязательной и своевременной беседе по результатам, сотрудники сами видят свои пробелы. Правильно проведенная оценка – первый шаг мотивации к обучению. Второй шаг – сбор  запросов  у руководителей и сотрудников (что для них актуально), т.е. привлечь их к участию в составлении программы обучения. Третий шаг – своевременное информирование о проведении обучения, в том числе и внутренний  PR.  Это важно делать за месяц, минимум за 2-3 недели до начала. Результат – подготовка  сотрудников и  уменьшение  сопротивление.  Далее  – выявление результативности обучения, посттренинговое сопровождение,  поддерживающие мероприятия после обучения, потом оценка и…. «начинай   сначала». Работы много и до и после,  при этом мотивация после не менее важна, чем до. 
 
Аспект: И последний вопрос, который любят задавать все собственники компаний: как определить эффективность и качество обучения? Есть ли единая система оценки или в каждом случае по-разному?
 
М.А.: Как определить эффективность обучения?  Об этом  всему миру доходчиво рассказал Дональд Киркпатрик.  Его 4 уровня оценки эффективности обучения по-прежнему актуальны и адаптивны, правда, большинство  организаций использует чаще   первый уровень – выявляют реакцию на обучение, то есть,  понравилось  ли; реже второй и т.д.
 
Сегодня многие наниматели хотят  видеть результат обучения в цифрах (возврат инвестиций). Это подход  Дж. Филлипса, то есть 5-й уровень –  влияние обучения на результаты бизнеса, оценка POI.  Пусть каждый определит для себя, насколько реально выйти на этот уровень  оценки результативности обучения  в его компании.  
 

 
Блиц-опрос: 
 
1. Если начинать обучение, то «сверху и снизу», –  с руководства компании и с новичков. И при этом «с нуля». 
2. Если мотивирующий аргумент, то убеждение в необходимости и  своевременное информирование  
3. Если книга, то лирическая. В моей библиотеке много бизнес-литературы, но назвать какую-то одну книгу, как эталон, уже  не могу. 
4. Если обучающая компания, то с комплексным подходом и где не все за деньги. Я имею в виду тот уровень тренерского мастерства и компетентности, когда дается больше программы, выше нормы, в развитии. Когда  клиента не только слушают, но и слышат
5. Если тренер, то «системщик» и  знающий не понаслышке HR-процессы в организации. Профессионализм – это важно, вместе с тем  заражающий  энтузиазм,  цивилизованность  в общении  и  ответственность, – без этого никак.  
 
Основываясь на личном опыте, продолжите фразу тремя словами. Для обучения важнее всего:
  • личность тренера,
  • системность
  • эффективное взаимодействие с руководством 
 
Аспект: Медея, спасибо за беседу. Успехов Вам и новых достижений в Вашей работе!
 

 

Другие материалы проекта "Обучение крупным планом"